Истории

Ходить пешком по Петербургу станет безопасней, но город замрет в пробке

В России наземный транспорт и пешеходов окончательно отделят друг от друга с помощью светофоров. По крайней мере, это следует из нового пункта ГОСТа «Технические средства организации дорожного движения»: отныне автомобили и автобусы не смогут поворачивать направо или налево, пропускать пешеходов, пересекающих дорогу на свой свет, и ехать дальше. Получается, что для пешеходов и автомобилистов будут свои – непересекающиеся – светофорные фазы. По идее, это повысит безопасность пешеходов. Но эксперты считают, что такой город, как Петербург, после внедрения новации встанет в глухую пробку.

Изучив многостраничный документ – ГОСТ 51256 – петербургские организации, занимающиеся проектированием светофорных объектов, испытали небольшой шок. В основном, документ в значительной степени повторяет предыдущий ГОСТ 52289. Но есть нюансы. Так, в пункт 7.1.2, касающийся правил применения дорожных светофоров, внесено следующее предложение: «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования» (сейчас в этом пункте написано просто: «Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог»).

Фото: «МР»

Что это значит? Объясняет  инженер-проектировщик, автомобильный эксперт Дмитрий Попов: «При организации дорожного движения поставлены две задачи. Первая: обеспечение безопасности. В тренде решения этой задачи – увеличение количества пешеходных переходов, сокращение скорости движения транспорта и т.д. Вторая: повышение эффективности использования улично-дорожной сети (УДС). А это значит – увеличение скорости движения потоков, строительство заборов вдоль тротуаров, подземных пешеходных переходов и прочее.

Тем не менее, до сих пор эффективность использования УДС сохранялась благодаря совместному движению пешехода и транспорта при выполнении поворотов направо и налево. То есть я на автомобиле выполняю поворот направо и останавливаюсь, чтобы - в соответствии с пунктом правил 13.1 (проезд перекрестков) - пропустить пешехода, который переходит дорогу на свой свет. Ушли пешеходы – я уезжаю с перекрестка. Это дает возможность совместного использования одной и той же фазы регулирования светофора, и при этом все довольны. А безопасность в значительной степени обеспечена в том числе тем, что при входе в поворот транспортное средство существенно снижает скорость.

  • 8QkocXnGeDk

    Фото: "МР"

  • x9YgkYEm2Xw

    Фото: "МР"

  • FxGHwn6Y97g

    Фото: "МР"

  • IYeWpAQ7RcE

    Фото: "МР"

  • aBdkoMscjIE

    Фото: "МР"

Теперь мы видим, что нам предлагается изменить режимы работы светофоров: сделать отдельно фазу пешеходную и отдельно - фазу транспортную. То есть при повороте направо я, автомобилист, никогда не встречу пешехода – он стоит на красном. А когда пойдет пешеход – ему не придется вертеть головой по сторонам, потому что ни одна машина ни откуда ехать не будет».

Казалось бы, это существенно повысит безопасность пешеходов – прекрасно! Однако проектировщики светофорных объектов говорят, что в таком случае придется вычленить – как бы изолировав – пешеходные фазы: при этом на среднестатистическом перекрестке у автомобилистов заберут по 20-30 (а то и много больше) секунд. Разумеется, пробки от этого только вырастут.

«Возьмем перекресток ул. Марата-Невский проспект. Если сейчас машины, двигающиеся по Марата, поворачивают направо на Невский, ждут, пока пешеходы перейдут дорогу, и уезжают – то теперь, по идее, появится отдельная пешеходная фаза сумасшедшей длины: машинам на Марата придется ждать, пока пешеходы перейдут и улицу, и проспект, - поясняет Дмитрий Попов. – Города – не только Петербург, но и Псков, и Новгород, и Москва, – выполнив это требование ГОСТа, встанут намертво».

Впрочем, сегодня в Петербурге есть отдельные перекрестки, где такая схема движения – с выделенной пешеходной фазой – и так внедрена: например, на пересечении пр. Елизарова с ул. Бабушкина. «Но там транспортная ситуация это позволяет. В остальных же случаях мы просто убьем дорожное движение», - считает Попов.

Теоретически, говорят эксперты, с 28 февраля – когда начнет действовать ГОСТ - светофоры на перекрестках Петербурга должны привести в соответствие с новым правилом. На практике в городе порядка 1,5 тысяч светофоров; один госконтракт на пересчет фазы – 50-80 тысяч рублей; наладка фазы на каждом светофоре – около 10 тысяч рублей. Впрочем, это не ахти какие гигантские деньги – пугает, скорее, перспектива застывшего в пробке города.

Мы обратились с просьбой о комментарии в Дирекцию по организации дорожного движения и ожидаем вскоре получить ответ на вопрос о том, как именно нововведение будет реализовано в Петербурге.

Мнения

Елена Ногова, заместитель директора Санкт-Петербургского Института транспортных систем: «Если это правда, то возможности организации дорожного движения будут сильно затруднены. Придется пешеходные потоки выносить в одну фазу. Длительность этой фазы будет достаточно велика (человеку нужно время, чтобы пересечь дорогу) – соответственно, будут очень большие потери времени для автомобильного транспорта. Город встанет в глухую пробку. Это касается всех – даже пешеходов. Они ведь пользуются общественным транспортом. Автобусы будут стоять в тех же пробках.

Я что-то не помню, чтобы где-то в мире такое было. Мне кажется, этот пункт отменят. Он указывает на квалификацию тех, кто пишет стандарты. И она, квалификация, ничего, кроме печали, не вызывает».

Алексей Цивилев, руководитель петербургского отделения «Союза пешеходов»: «Я приветствую желание власти обратить внимание на пешеходов. Но мы должны ответить на вопрос: если вводятся правила, будут ли они соблюдаться? Сейчас в городе есть перекрестки, где при красном пешеходном свете стоят и автомобильные потоки. И что происходит? Пешеходы перебегают на красный. То есть светофоры не спасают. Нововведение не исправит ситуацию - из-за культуры поведения как водителей, так и пешеходов. Зато однозначно вызовет неразбериху.

Люди будут думать, что можно переходить на красный – мол, поток не наш, я уж как-нибудь перебегу через дорогу… Особенно это касается молодых и средневозрастных пешеходов, которые считают, что надо двигаться быстро. Сначала следовало бы провести эксперимент на аварийных пешеходных переходах». 

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности