Зимний Петербург – европейская столица грязи. На остановках общественного транспорта, рядом со станциями метро снег, растопленный «противогололедными материалами» (в их состав входят реагенты), превращается в черную кашицу, на которую и смотреть-то противно – не то что ходить по ней. Впрочем, в декабре 2013 года, когда снега не наблюдалось, город выглядел не чтобы сильно чище. Можно было воспользоваться негаданным теплом и вымыть улицы – но этого не сделали: не положено по нормативам. Правила уборки явно пора привести в соответствие со здравым смыслом – и, похоже, первые шаги в этом направлении чиновники будут делать в обозримом будущем.
Зимой Петербург не моют – об этом нам сообщили в городском комитете по благоустройству. Уборка в зимний период предусматривает: а) если есть снег – его минимизацию на проезжей и проходной части; б) если снега нет – «процедуры по подметанию». «Мытье улично-дорожной сети зимой не производится из-за технического регламента», - отметили в комитете, добавив, что традиционно мыть дороги и тротуары начинают весной, при устоявшихся плюс пяти на улице.
Есть свидетели, которые утверждают, что в комитете ошибаются: зимой Петербург мыли. «В первых числах декабря наблюдала ситуацию, когда по Кирочной улице гуськом шли поливальные машины. При этом шел дождь», - рассказала петербурженка Ирина. Использовали и другие методы: «Я в минувшем тёплом декабре наблюдал на дорогах машины-пылесосы, так что кое-как уборка всё же велась», - поделился координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс. Впрочем, скорее всего, это единичные случаи.
В «Правилах уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга» в редакции 2012 года мы ничего не нашли об особенностях мытья в зимнее время года. В пункте правил 3.2.1 и вовсе говорится о «предотвращении запыленности придорожных слоев воздуха» лишь «в летнее время года». О том, что пыль может возникнуть зимой, ни в 2007 году, когда принимали новые правила уборки, ни в 2012-м, когда их редактировали, видимо, не могли и помыслить.
В правилах, в основном, речь идет о том, что всё в городе в любое время года должно быть чистым. Есть забавные пункты: «3.5. Автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили и другие транспортные средства должны передвигаться по улично-дорожной сети Санкт-Петербурга чистыми». Придется изрядно постараться, чтобы сейчас найти в городе чистый автобус. Автомобили многие владельцы и вовсе перестали мыть – бессмысленно. «Раньше в -10 можно было спокойно помыть машину и ездить чистой, если мороз держится, а теперь мыть бесполезно, грязь летит при -15. Ну и раньше мороз означал экономию на омывайке, а сейчас в -15 приходится мыть стекло, так как грязь летит», - пишет одна из участниц интернет-форума LittleOne.
На грязных улицах и сами люди ощущают себя запачканными. «Пока доходишь от «Петроградской» до Академика Павлова, лицо покрывается слоем грязи и пыли, который хорошо заметен, если просто ватным диском провести по лицу, - рассказывает петербурженка Евгения. - А если смотреть на город с высоты, то отчетливо виден в воздухе слой серого грязного смога, который выдувается только при сильных ветрах». И это не единичное свидетельство.
Температура упала с плюс пяти до минус пятнадцати – и снова образовалась грязь: теперь – растаявший под действием реагентов и не убранный в полном объеме снег; самые большие концентрации – на остановках общественного транспорта и у станций метро. Впрочем, официально, как выяснилось, в городе реагенты не используются – об этом также сообщили в комитете по благоустройству. Используются: «противогололедные материалы, природная соль, песок, в некоторых местах – гранитная крошка». Но эксперты говорят, что «противогололедные материалы» - это эвфемизм для слова «реагенты». «МР» писал на эту тему год назад.
Итак, грязно, господа. Теплая зима – грязно. Холодная зима – грязно. Что делать?
«В декабре 2013 в комитете по природопользованию прошел семинар по стратегии адаптации города к глобальному изменению климата, - говорит руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. - Одно из последствий изменения климата – сдвиг привычных календарных сезонов. А если сдвигаются календарные сезоны, то сдвигаются и многие вещи в городском хозяйстве, в том числе - технологии благоустройства и режимы санитарной очистки. Нужно закреплять новую климатическую норму: наряду с теплым и холодным периодами вводить дополнительные. Для них отдельно вычислять средние параметры, связанные с температурой воздуха и количеством осадков. И для них разрабатывать свои режимы уборки».
Это не абстрактные умствования, говорит Карпов: по его информации, в комитете по природопользованию «надеются работать в этом направлении».
Возможно, уборку Петербурга и правда приведут в соответствие со здравым смыслом и потребностями горожан.
Мнение: чистый город не выгоден ни власти, ни бизнесу
Дмитрий Гусев, руководитель проекта «Делайте правильно!»: «Основной причиной загрязнения в нашем городе является неправильное благоустройство. У меня в проекте (Гусев защитил проект наведения чистоты на улицах Петербурга в 2012 году на президентской программе подготовки управленческих кадров – «МР») было несколько важных пунктов: правильное благоустройство; семидневный режим парковки. Было предложено организовать парковку так, чтобы тротуары оставались свободными: таким образом их можно быстро убирать при помощи механизированной техники. Семидневную парковку ввели. Но своеобразно: вкапывают столбы посреди тротуаров – и уборочная техника проехать не может. Администрация города в несколько раз снизила скорость уборки города.
Сейчас также активно ставят заборы вдоль дорог. Раньше трактор ехал по тротуару и сразу сдвигал снег и грязь на проезжую часть. Теперь возле каждого забора должен стоять специальный человек и перебрасывать снег и грязь на дорогу. Это тоже делается намеренно.
Либо у нас в администрации города работают очень странные с точки зрения интеллекта люди, либо они занимаются прямым вредительством.
Один гастарбайтер стоит 15 тыс. рублей. Бригада из 30 гастарбайтеров стоит 3 млн 600 тыс. рублей в год. На миллион можно купить трактор, дать 500 тыс. на содержание – и у мужика зарплата будет 150 тыс. в месяц. Дворниками смогут работать местные: когда труд механизирован, перераспределяются объемы работ. Один дворник будет убирать не один участок, а три-четыре участка. Соответственно, зарплата будет не 15 тыс., а 45-60 тыс.
А теперь интересные цифры. В 2009 году в нашем городе работало 1600 дворников и город нуждался еще в 3,5 тысячах. В прошлом году в городе работало 7,5 тысяч дворников и еще 2,5 тыс. привлекали дополнительно на время снегопадов.
Если массово внедрить механизацию уборки в городе, то количество чиновников в системе ЖКХ сократится в 15-20 раз. Если у нас один бригадир на 20 дворников – такая бригада убирает один квартал. Если один бригадир на 20 механизаторов – такая бригада убирает район
Есть такая интересная штука: называется «система сметного нормирования». Суть в следующем: когда бизнесмен работает, у него возникают дополнительные расходы на управление (или накладные расходы). Они начисляются на фонд оплаты труда: 113%. Соответственно, если у вас фонд оплаты труда 3 млн 600 тыс. – вы из бюджета получаете еще 3 млн 600 тыс. с лишним сверху. А если у вас работает один дворник за 50 тыс. – это 500 тыс. в год, и вы получаете из бюджета только 600 тыс. Экономическая система выстроена так, что она вынуждает бизнесменов брать как можно больше работников ручного труда. И фактически получается, что раздел накладных расходов становится скрытой статьей дохода, не облагаемой налогом. Чем больше вы взяли гастарбайтеров на работу – тем больше денег.
Идет разворовывание бюджета».