Общество

Часть мигрантов не сможет сдать на водительские права, и возить нас будет некому

«Мы в ответе за тех, кого перевозим» – перефразируют известный афоризм представители петербургских транспортных компаний. Сделать проезд в общественном транспорте более безопасным призван федеральный закон, вступивший в силу 5 ноября 2013. Закон касается водителей-мигрантов: отныне они не могут управлять транспортными средствами по своим национальным водительским удостоверениям. Им придется получать российские права и сдавать экзамен в ГИБДД. Причем времени на «переаттестацию» осталось не так много: поменять водительские «корочки» нужно до 14 мая 2015 года.

Языковой барьер на дорогах

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами», – так звучит федеральный закон Российской Федерации № 92-ФЗ от 07 мая 2013 г., вступивший в силу 5 ноября. Нарушение закона карается в соответствии с Административным кодексом солидным штрафом в 50 тысяч рублей.

Первая попытка сдать на новые права для большинства водителей-мигрантов провалилась. Как объясняют эксперты, главной проблемой при сдаче стал языковой барьер.

«У них проблема языковая: думают ведь они всё-таки на своём языке. Поэтому терминология вызывает у них большие сложности, – говорит Юрий Дорожкин, заместитель генерального директора ОАО «Третий парк». – Плюс основная масса наших водителей – люди за 50. В их время компьютеров не было, поэтому для них этот экзамен – стресс, волнение».

Век живи – век учись

Чтобы сохранить своих сотрудников, транспортной компании «пришлось пойти по другому пути». В ОАО «Третий парк» были закуплены автоматизированные компьютерные комплексы, аналогичные оборудованию в ГИБДД, позволяющие проводить самотестирование. Также для водителей-мигрантов стали проводить бесплатные, но обязательные для посещения курсы переподготовки на русском языке. Сейчас на сайте компании ОАО «Третий парк» еженедельно публикуются сведения по количеству иностранных водителей, сдавших экзамен в ГИБДД. Согласно этой статистике, положение заметно улучшилось: из общего числа сдающих с испытанием справились успешно 65% водителей-мигрантов.

«Вот сегодня, например, сдавала группа из 54 человек – из них сдали 36 человек. Ровно 60%. Всего же на данный момент сдало 503 человека, – рассказывает Юрий Дорожкин. – Длительность наших курсов – 24 часа. Водителей мы готовим в учебном классе, где есть полный аналог оборудования ГИБДД. Там они проходят тренировочное тестирование, и только люди, успешно справившиеся с ним, допускаются до тестирования в ГИБДД. Переподготовка иностранных водителей для нас сейчас первоочередная задача. Мы торопимся – понимаем, что это в наших же интересах».

Подобным образом действуют и другие компании-перевозчики.

«Сначала водители сдают внутренний экзамен на предприятии и уже потом направляются в ГИБДД. У нас оборудованы компьютерные классы, есть специальный сотрудник отдела безопасности, который разбирает с водителями сложные вопросы, – рассказывает Евгения Титова, сотрудник пресс-службы ООО «Питеравто». – В нашей компании около трех тысяч сотрудников, в разных отделах от 50% до 70% – мигранты. Почему мы не направляем их сдавать экзамен в ГИБДД всех сразу? Есть смысл провести определенную проверку внутри компании, выявить пробелы в знаниях и устранить».

Как отмечают в транспортных компаниях, механизм получения новых «корочек» пока неясен – мигранты, прошедшие экзамен, новые водительские удостоверения пока не получили.

– Регламента по получению прав до сих пор нет, – комментирует ситуацию Евгения Титова. – Сейчас успешно сдавшим экзамен мигрантам выдается справка, по которой они смогут ездить до мая. Далее справка будет заменена на какой-то документ, но пока процедура перехода неясна.

Кто б в водители пошел?

Несмотря на улучшение статистики, представители компаний-перевозчиков не питают иллюзий на этот счет: не все водители-мигранты получат «корочки» к дедлайну. Город, скорее всего, ждет нехватка водителей и, как следствие, сложная ситуация с общественным транспортом. Причем полностью восстановить человеческий ресурс в этом сегменте, по мнению многих экспертов, уже не удастся.

«Конечно, количество водителей уменьшится. Не все сдадут. Мы думаем, что потери будут порядка 10-15%, – прогнозирует Юрий Дорожкин. – А в будущем неизбежен отток людей. Сейчас многие наши сотрудники приводят своих детей, это поколение 90-х – русский язык они знают очень плохо. Им сдавать экзамен будет еще сложнее».

Удастся ли восполнить необходимый для отрасли ресурс за счет водителей-петербуржцев? Эксперты полагают, что профессия водителя общественного транспорта не пользуется у городского населения спросом. Во-первых, водительские права категории D – удовольствие не только дорогое, но и долгосрочное: обучение длится шесть месяцев. Во-вторых, зарплата водителя общественного транспорта – от 30 тысяч рублей и выше – не привлекает ни петербуржцев, ни жителей других регионов.

Чтобы изменить ситуацию, нужна государственная программа поддержки отрасли, уверены представители транспортных компаний. Пока же водители-мигранты остаются единственной надеждой.