Желто-белые «зебры» и мигающие знаки помогают пешеходам в Петербурге
В 2013 году в Петербурге выросло количество ДТП, но снизилась летальность на дорогах. Возможно, это связано с экспериментами в области безопасности: установкой знаков-дублеров, новым оформлением самих знаков и пешеходных переходов на некоторых улицах города. С марта это станет обязательным стандартом для всей России.
ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области опубликовало статистику дорожно-транспортных происшествий за 2013 год. В обоих регионах наблюдается рост происшествий – на 0,6% в городе и 6,1% в области по сравнению с 2012. При этом в Петербурге на 7,2% снизилось количество погибших в ДТП (всего 385 человек).
Между тем федеральное агентство «Росстандарт» перед Новым годом утвердило новые национальные стандарты в области дорожной безопасности. Они касаются оформления знаков и пешеходных переходов, а также вводят новые знаки. Изменения вступят в силу 28 февраля 2014 года.
1. Знаки «Пешеходный переход» и «Дети» будут выполняться на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. А у образовательных учреждений они будут дополняться желтым мигающим сигналом.
2. Над проезжей частью при четырех и более полосах движения будут устанавливаться дублирующие знаки «Пешеходный переход». Опора обычного знака будет продолжена в Г-образной форме, на ней и будет установлено дополнительное техническое средство.
3. Искусственные неровности («лежачие полицейские») появятся перед каждым пешеходным переходом в населенных пунктах, за исключением магистральных дорог и улиц (это дороги и улицы, которые связывают между собой районы и социально-значимые объекты, например, Московский проспект).
4. Предупреждающие дорожные знаки, в том числе знак «Дети», будут дублироваться дорожной разметкой на каждой полосе движения.
5. В ГОСТ попадут знаки велосипедной дорожки и велопешеходной дорожки (с разделением движения или без). А также знак «Выезд на дорогу с полосой для велосипедов».
С полным перечнем изменений можно ознакомиться в приказах «Росстандарта» № 2217, 2218, 2219, 2220, 2221 и 2222.
«Речь идет об узаконивании того, что уже применяется в Петербурге, – комментирует автомобильный эксперт Дмитрий Попов. – ГОСТ подразумевал применение разных технических средств, если они будут понятны водителю, и это повысит безопасность. На основе этого и начались разные технические изыски – дублеры знаков на кронштейнах, желтые отбортовки у знаков, желтые отбивки на «зебре». Это делали без понимания, будет ли это полезно. Вроде как, стало помогать. У меня есть сомнения по поводу знаков «Пешеходный переход» на больших кронштейнах. Каждая Г-образная опора стоит 157 тысяч рублей, а с установкой получаются все 300 тысяч. Лучше не делать их установку обязательной, а прописать вариативность».
Изменится ли дорожная инфраструктура сразу после введения новых правил, или ее будут применять при реконструкции дорог? «Это зависит от того, как нас накроет кризис, – продолжает Дмитрий Попов. – Дирекция по организации дорожного движения зависит от бюджета, который ей выделяется в Петербурге. Если будет бюджет без урезания, то, наверное, они начнут сразу обновлять «пешеходники». Сейчас такая работа ведется. Если денег не будет, они будут меняться по истечении срока службы знаков и прочего, – эта практика соответствует нормативно-правовой базе».
Напомним, по итогам 11 месяцев 2013 года Петербург занял пятое место в рейтинге общественного центра «За безопасность российских дорог». По иной методике подсчета, чем у ГИБДД, в городе с января по ноябрь произошло 1030 дорожно-транспортных происшествий, погибли 73 человека. Стоит отметить, что рейтинг Северной столицы считается отдельно от Ленинградской области, где самые опасные дороги в России, – там при меньшем населении и количестве машин погибли 155 человек. По словам экспертов, причиной высокой аварийности здесь является сильная перегруженность дорог. Интенсивность трафика в прошлом году превышала допустимые нормы сразу в 3,5 раза.