Раз в пять лет россияне начинают верить в новое чудо: йогу, джинсы, Дары волхвов
В крещенские морозы в Петербурге выстроилась очередь к Дарам волхвов. Несмотря на заботу властей – охрану, пункты, питания, обогрева и туалеты – десятичасовое стояние в очереди можно сравнить с подвигом. Или с епитимьей, которую верующие накладывают на себя сами.
Как и в прошлый раз - с Поясом Богородицы два года назад - скептики пытаются остудить порыв. Если про Пояс любезно напоминали, что другая его частица издавна находится в столичном храме Ильи Пророка, то с Дарами все вышло еще проще: ученые уверяют, что Дары были утрачены, и сейчас людям предлагают средневековый «новодел». Правда, намоленный.
Журналист и телеведущий Дмитрий Губин разъяснил, откуда у россиян такая тяга к религиозным артефактам, попутно отметив, что говорить о возвращении Средневековья в Россию не имеет смысла, так как нас этот исторический период обошел стороной.
«Не думаю, что граждане, стоящие в очереди к Дарам, в курсе, когда они в действительности были изготовлены. Для этого надо разбираться в стилях, уметь отличать I век от XV. Для этого надо прочитать много книг, а нашим людям проще и приятней поверить в одну историю. Они считают: лучше я девять часов отмучаюсь, зато потом сразу обрету счастье, забеременею и так далее. Это такие современные Емели на печи. Они будут лежать и обязательно дождутся: то пояса, то даров, то черепа Иоанна Крестителя в 12-летнем возрасте. Не думайте, кстати, что такая вера в чудо проснулась в нас только сейчас, а в советские годы дремала. Раз в пять лет, помню, появлялось какое-нибудь новомодное чудо, которое якобы могло избавить от всех бед: это и мумиё, и хула-хуп, и йога, и дзен-буддизм (я сам этого пристрастия не избежал), и даже американские джинсы. Чем не религия? За джинсы людей убивали. Моего отца, например. Подростку-убийце дали десять лет, он давно на свободе. Вот такая была вера в советские времена! Ощущаете разницу: совершить убийство и всего-то постоять десять часов на холоде?
Заметно, что женщин среди стоящих к Дарам больше, чем мужчин. Женщины больше нуждаются в счастье. Положение у них незавидное, конечно. Средняя русская женщина темна, убога и толста – на этот счет у меня нет никаких иллюзий. Но поэтому их и жальче, чем мужчин.
Вот вы говорите: люди могли бы не мерзнуть в очереди, а для начала прочитать аналитические статьи по поводу этих даров. А люди не любят, даже не умеют читать! Я же это вижу по комментариям, которые они оставляют к моим текстам! Видно, что сама статья не прочитана, потому что наши люди знают только буквы, а на такой тяжкий труд – складывать их в слова – не способны. Особенно, если текст аналитический, требующий напряжения. Англо-саксонская литература, которая расходится в Европе миллионными тиражами, у нас тоже печатается. По две-три тысячи экземпляров. А вы хотите, чтоб люди читали что-то, что заставит их сомневаться…
Ажиотаж вокруг церковных ценностей возникает еще и потому, что его разрешило начальство. В историческом отношении это означает откат к примитивной культуре. Не исламизация, которой нас все время пугают. И не возвращение в Средневековье, потому что Средневековье – это европейское понятие, в России его не было по сути. Так что мы имеем, как в Тасмании, упрощение цивилизации. Люди переселялись на острова и утрачивали навыки, поколение за поколением. Мы сейчас утратим то хорошее, что успели наработать в Союзе. У нас сейчас только еда лучше, а все остальное – хуже и хуже.
Заметно, что женщин среди стоящих к Дарам больше, чем мужчин. Женщины больше нуждаются в счастье. Положение у них незавидное, конечно. Средняя русская женщина темна, убога и толста – на этот счет у меня нет никаких иллюзий. Но поэтому их и жальче, чем мужчин».
Социолог Роман Могилевский заявил, что людей, выстраивающихся в очередь к Дарам, можно поделить на две большие группы: верующие и неверующие. «Первые верят в Бога, вторые хоть и считают себя православными, но, скорее всего, не верят никому. Ни светским властям, ни религиозным. Их отличает огромное разочарование – в современной власти, в обществе, в медицине, прочих институтах. Они считают, что решить их проблемы с помощью каких-то земных правителей не удастся никогда. И приходят к святыням в надежде на чудо, потому что решать свои задачи каким-то рациональным способом давно разучились.
Что касается тех людей, которыми движет вера, то их тоже можно поделить на тех, кто придет в храм в ожидании чуда, и тех, кто, искренне веруя, соблюдая обряды и изучая теологию, хорошо понимает: церковь, мощи, святые дары – этого мало для поправки здоровья. Будучи грамотными людьми, они помнят, что ничего такого им Церковь не обещала. Они стоят в очереди просто для того, чтобы воочию увидеть Дары, про которые столько слышали и читали».