Город

Автомобилисты и пешеходы так не любят друг друга, что готовы драться

Конфликты автомобилистов и пешеходов стали обыденной составляющей ежедневной риторики – наряду с такими антонимическими парами, как «коренной-мигрант», «православный-атеист», «гей-гомофоб» и так далее. Выработался целый язык вражды: «кегли», «водятлы». Зачастую доходит до рукоприкладства и нанесения вреда имуществу.

История первая: камень

Жительница Купчино Катерина Полякова 24 декабря ближе к 19:00 ехала на своей машине мимо Будапештской, 74. Заметила, как некий мужчина в возрасте выкладывает на тротуаре напротив продуктового магазина бордюрный камень: ему явно хотелось сделать так, чтобы автомобилисты перестали сворачивать на тротуар. «Он просто перекрыл тротуар, в том числе для пешеходов. Машины туда заезжают частенько, потому что нет другого подъезда со стороны Будапештской. Объезжать весь длинный дом – проблематично», - говорит Катерина. Далее из одной из машин вышел мужчина лет 30. «Он начал убирать камни. А тот мужчина, который их положил, стал ставить обратно. Тогда автомобилист начал толкать мужчину. Тот что-то уронил», - чем закончилась потасовка, Катерина не знает, пришлось уехать – наблюдая за развитием инцидента, она создала небольшую пробку.

В группе «ВКонтакте» «Новости Купчино» другие местные жители рассказывают о постоянных конфликтах по вышеуказанному адресу: «Я хожу в детский сад в этом дворе на работу, утром меня давят, днём давят. А грязь такая, что все сотрудники уже забыли, когда на работу в чистой обуви приходили. По этому тротуару водят детей в детский сад, школу, родители ругаются с водителями.... Я это наблюдаю каждое утро». Дорогу в этом месте обещают пробить до конца 2014 года.

История вторая: зеркала

В прошлом месяце рядом с домом №1 на Прибрежной улице в Рыбацком стали твориться странные вещи. 24 ноября некто повредил зеркала примерно у 15 машин. 28 ноября неизвестный вредитель поджег две машины, пострадали и соседние автомобили – тушили три пожарных расчета. На днях – новый инцидент: некто сшиб зеркала у «Мерседеса» и «Ситроена».

Руководитель общественной организации «СПб.АВТО» Святослав Данилов направил обращение в полицию. Пришел ответ: факт вандализма не подтвердился, факт возгорания проверяется. «Сам факт того, что были попорчены зеркала, зафиксирован на фото, - говорит Святослав. - Но с юридической точки зрения полицейские правы: вероятно, не было заявлений от потерпевших. У нас в планах - найти владельцев авто и узнать, почему они не обращались в полицию. А, может, и обращались».

Сам Святослав считает, что вероятные виновники – местные жители, выразившие таким образом протест против парковки во дворе: все-таки три инцидента – уже не случайность, а статистика.

История третья: дедушка

21 декабря прохожие и автомобилисты, стоявшие в пробке на Невском (ближе к площади Восстания), стали свидетелями некрасивой сцены. Вот, как описывает произошедшее очевидец Валерия Попова: «Чёрный «Мерседес», паркуясь, задел бампером дедушку, который вместе со своей супругой ступил с тротуара на проезжую часть. Дедушка, рассердившись, стукнул кулаком по бамперу. После чего водитель покинул автомобиль, толкнул пожилого мужчину на асфальт и стал хладнокровно избивать его. Он бил старика ногами по голове. А когда на его руке повисла бабушка, он её тоже уронил на землю. К тому моменту подбежали мы и другие люди. Удалось оттащить его. Стали вызывать полицию, «скорую». Но, в какой-то момент отморозку удалось вырваться и он сумел скрыться, дав по газам и протащив на двери автомобиля парня, который пытался его задержать».

История быстро стала достоянием СМИ. Очевидцы и блогеры нашли и пострадавшего – 73-летнего Вячеслава Соколова, и автомобилиста – 29-летнего Павла. Выяснилось, что всё не так однозначно. Некоторые свидетели указывают, что дедушка якобы собирался переходить дорогу в неположенном месте. Сотрудник «скорой помощи», выезжавший на этот вызов, сообщил, что «дед практически не пострадал (слегка разбит нос и испачкана куртка)». Сам Павел в одном из интервью настаивает, что никого не бил, а «немного на мужчину как бы упал». Для многих автомобилистов этого – вкупе со свидетельскими показания об ударе кулаком по бамперу – хватило, чтобы возмутиться поступку дедушки. Но большинство осуждает молодого водителя «Мерседеса»: как бы то ни было, бить человека – тем более пожилого – недопустимо.

Мнения

Солидарность пешеходов в нелюбви к автомобилистам и наоборот – чрезвычайно высока. За годы конфронтации выработался целый язык вражды: из примеров - водители называют пешеходов «кеглями», пешеходы водителей – «водятлами». «Не могу преодолеть классовую ненависть к автомобилистам», - написал на днях в Facebook один художник, симпатизирующий «левым». Знакомые автомобилисты в таких случаях начинают яростно доказывать, что пешеходы сами обнаглели: прут мимо зебры, на красный – еще и особого отношения к себе требуют. До сих пор силен стереотип: кто без машины – тот нищеброд.

Святослав Данилов: «Основная причина конфликтов между пешеходами и автомобилистами – в несоблюдении ПДД, как первыми, так и вторыми. Так как правила не соблюдаются, создаются опасные ситуации для других участников дорожного движения. Плюс огромная беда с общей культурой поведения на дороге. Нас этому не обучали – отсюда много агрессии, вот и выливается в подобные инциденты. Побочный фактор: пробки, заторы – автомобилист проводит на дороге 2-3 часа в день, у некоторых нервы сдают. Это не оправдание, но тем не менее».

Алексей Цивилев, руководитель петербургского отделения «Союза пешеходов»: «Главная причина конфликта – состояние общества. В Европе такие случаи невозможны. В соседних странах автомобилисты более терпимы к пешеходам. Если же подобные инциденты и происходят, то, как правило, с участием выходцев из России или соседних стран (Украины, Белоруссии). У нас автомобилист почему-то считает себя главнее пешехода.

Один из трех описанных случаев произошел при парковке. В людных местах автомобилисты испытывают стресс, потому что пытаются найти, куда приткнуться - и когда вроде нашел, а ему мешают какие-то тараканы-пешеходы, это вызывает агрессию. Но в целом, это, прежде всего, говорит о неразвитости отношений в нашем обществе. Мы преодолеем это через 5-10 лет. За это время вырастет поколение, которое немного по-другому смотрит на вещи. Молодежь сегодня воспитывается с европейскими ценностями и более уважительным отношением к людям.

Приоритет должен быть для пешеходов, потому что после аварий, наездов в 90% случаев автомобилисты едут в автосервис, а пешеходы - или в больницу, или в морг».

Роман Могилевский, руководитель Агентства социальной информации: «Если все выполняют правила, конфликтов не бывает. Конфликты возникают, когда кто-то нарушает правила. Например, если пешеход видит, что автомобилист едет с превышением скорости, не пропускает на «зебре». Вообще, это в натуре людей: плохо относиться к нарушениям правил.  Парадокс в том, что многие из осуждающих сами нарушают.

Часто нарушение идет от тех, кто едет в дорогой машине. Пешеходы обращают на это внимание, считая, что автомобилист не желает считаться с ними, так как чувствует себя хозяином жизни. Это элемент враждебности по классовому принципу.

В праве автомобиль определяется как «источник повышенной опасности». В следствие этого автомобилист постоянно под напряжением. Контроль за дорогой, за автомобилем порождает ощущение, что «вы должны мне, так как я не могу мгновенно затормозить». Поэтому у автомобилистов такая острая реакция на «несправедливость»: они, пребывая в страшном напряжении, сталкиваются с тем, что пешеходы не желают следовать правилам.

Есть, конечно, и категория водителей, дорвавшихся до собственных авто и считающих, что им все обязаны. Это, как правило, люди низкой культуры. Многие - из криминальной среды. Эти люди вообще ни с чем не желают считаться. Для них пешеходы - народец второго сорта».