Город

Семь жемчужин архитектуры Петербурга, на которые пора обратить внимание

«Мой район» вместе с Всероссийским обществом охраны памятников (ВООПИиК) отмечает на карте Петербурга здания, которые нуждаются в срочной помощи: от Дачи Гаусвальд, одного из первых образцов модерна в городе, до Уткиной дачи, выдающегося ансамбля классицизма.

«Дача Гаусвальд»

Один из самых первых в городе образцов модерна

«Объект не эксплуатируется, много лет простоял без отопления, там образовались грибок и плесень (часть деревянных конструкций разрушена грибком), — говорит  заместитель председателя ВООПИиК Санкт-Петербурга Александр Кононов. — Ни противоаварийных, ни реставрационных работ в здании не проводится».

Как сообщили в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), собственник разработал проектную документацию на комплексный капитальный ремонт здания с приспособлением для современного использования, реставрацию фасадов и благоустройство территории. «В настоящее время, учитывая историко-культурную ценность здания, сложность архитектурных форм объекта и отделки фасадов, насыщенных декором, пользователем здания осуществляется доработка проектной документации в части проведения противоаварийных, консервационных мероприятий с целью обеспечения сохранности объекта», — сообщили в ведомстве.

Объект культурного наследия регионального значения. Собственником земельного участка и строений на нем является ООО «Импульс» (по сведениям электронной базы данных «Дежурный кадастровый план»).

Дача Фаберже

Уникальный памятник, дача всемирно известного ювелира

Дача Фаберже находится в федеральной собственности, с конца 2007 года — в управлении Горного университета. Два литера и три подлитера комплекса являются объектами культурного наследия федерального значения.

«До передачи управления Горному университету дача Фаберже находилась в бесхозном состоянии, объект не охранялся. Состояние аварийное», — сообщили в университете.  В учебном заведении также пояснили, что после передачи объекта в оперативное управление там была выставлена охрана, посторонние не допускаются. Проведена ликвидация аварийного состояния (обрушение кровли, стен), работы по реставрации, демонтированы и законсервированы камины и печи.

По словам Александра Кононова, дача Фаберже уже несколько лет находится в плачевном состоянии. «Делайте что-нибудь — вам отдали такой объект, а там уже крыша обвалилась, уникальные интерьеры гибнут, — заочно обращается Кононов к Горному университету. — Если сейчас нет возможности заниматься зданием, произведите хотя бы элементарную консервацию: сделайте временную кровлю, чтобы не проникали осадки. Я надеюсь, что там еще не все утрачено».

В Горном говорят: основная проблема, почему невозможно преступить к ремонтным работам, — не оформлен земельный участок, на котором расположен объект (а без оформления получить разрешение на ремонт невозможно). «Сейчас ведутся работы для регистрации права постоянного (бессрочного пользования) на земельный участок», — указано в официальном ответе университета. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация, начать ремонтные работы планируется в 2014 году.

Однако если опираться на данные КГИОП, ситуация видится иначе: по сведениям  комитета, пользователь обязался выполнить разработку проектной документации на ремонт и реставрацию с приспособлением зданий, входящих в состав объекта, до 6 мая 2011 года, работы по ремонту и реставрации — до 6 июля 2014-го. Требования о разработке проектной документации в срок исполнены не были.

В КГИОП сообщили, что уже четыре раза выдавали университету предписания об устранении нарушений (в части ненадлежащего содержания объекта). По фактам неисполнения требований предписаний составляли протоколы об административных правонарушениях.

Учитывая нарушения, КГИОП направил в Арбитражный суд иск о взыскании штрафа в 300 тысяч рублей за нарушение условий охранного обязательства и понуждении выполнить работы по сохранению объекта. Суд решил взыскать с университета штраф в 100 тысяч рублей и обязать в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с КГИОП проектную документацию на ремонт и реставрацию с приспособлением для современного использования памятников.

Никольский рынок

Образец архитектуры классицизма, визитная карточка Коломны

«Памятник стоял разгромленный, во многих местах даже не было крыши, фасад был затянут фальш-фасадом (а дожди и снег влияют на несущие конструкции, стены и перекрытия),  — говорит Александр Кононов. — Сейчас там затеплилась жизнь: появился забор, начались работы. Может, что-то сдвинется, но непонятно, в хорошую ли сторону — после того, как здание освободили от торговой функции, был создан проект гостиницы. Первоначальный проект был ужасным — над рынком предполагался огромный стеклянный купол. Мы долго боролись с этим проектом, в результате купол удалось победить. Но там планируется застройка внутреннего двора, подземный паркинг, частичная разборка внутренних галерей — это тоже очень плохо для такого памятника».

С конца 2010 года Никольский рынок отнесли к числу объектов, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. В июне 2013 года полномочия по охране памятника вернули на уровень региона. 3 декабря этого года КГИОП выдал по запросу ЗАО «Никольские ряды» разрешение на право выполнения следующих работ: сохранение объекта культурного наследия «Рынок Никольский», реставрация и приспособление для современного использования. 

Объект культурного наследия федерального значения. По данным СМИ, собственником Никольского рынка являются ЗАО «Никольские ряды». Подтвердить или опровергнуть эту информацию мы не смогли — компания не ответила на наш запрос о состоянии объекта.

Дача Громова

Один из немногих хорошо сохранившихся памятников деревянного зодчества в центре города

Дача Громова в Лопухинском саду — объект культурного наследия регионального значения, собственность Петербурга.

«Здание находилось в нормальном состоянии, но когда его покинули последние пользователи, там срезали батареи, — рассказывает Александр Кононов. — В подвале уже появилась плесень, и если она пойдет дальше по конструкциям, то через год-два могут начаться необратимые процессы».

По данным Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ), в январе 2013 года дачу Громова передали в оперативное управление учреждению «Подростково-молодежный центр «Петроградский» (с этого момента центр контролирует сохранность, техническую эксплуатацию и обслуживание дачи Громова).

КГИОП направил в адрес центра задание на проведение консервационных мероприятий, проведение обследований строительных конструкций, материалов отделки фасадов, с дальнейшей разработкой проекта реставрации. По данным комитета, пользователем проведены первоочередные мероприятия по консервации объекта в части предотвращения несанкционированного доступа: защиты оконных заполнений, укреплены существующие металлические решетки, обеспечена охрана объекта.

Дача Дурново

Один из последних образцов дачной застройки центральной части города

По данным КГИОП, в августе 1998 года в здании произошел пожар, в результате которого был полностью уничтожен второй этаж, капители портика и карниз, ценная архитектурно-художественная отделка интерьеров первого этажа утрачена. Сохранился первый кирпичный этаж здания, выполнена консервация первого этажа и колонн портика. По запросу пользователя комитетом выдано задание на научно-исследовательские, проектные и производственные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения.

«После того, как в здании произошел пожар, его зашили досками и благополучно оставили «на Божью волю», — говорит Александр Кононов. — Вообще, я не уверен, что с ним предполагается что-то делать — это, наверное, один из самых длительно стоящих безо всяких признаков внимания памятников. Там нужно было бы проводить реставрационные и противоаварийные работы по горячим следам, а объект фактически погибает. Опять же, наступит момент (если уже не наступил), когда его откроют и скажут: "Здесь и спасать нечего"».

Дача Дурново — памятник регионального значения, находится в собственности Российской Федерации.

Особняк А.И. Глуховского

Один из последних особняков раннего классицизма на Петроградской стороне

«Особняк стоит разгромленный, — констатирует Александр Кононов. — Памятников классицизма такого уровня мало — это штучные объекты, которые надо беречь. Уже не найти вида, с которого можно было бы посмотреть на памятник спокойно — там выросли новые, не сочетающиеся с ним здания». 

Особняк Глуховского является федеральной собственностью и закреплен на праве оперативного управления за отделом электроэнергетических проблем Российской Академии наук.  При этом, по данным КГИОП, здание сдано в аренду ООО «КУПЕР». По заявке пользователя, в 2013 году комитет выдал задание на научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы по сохранению названного объекта культурного наследия. Заданием предусмотрены работы по ремонту, реставрации здания, приспособлению для современного использования без изменения его облика, с сохранением предметов охраны объекта культурного наследия.

«Уткина дача»

Выдающийся ансамбль классицизма

«Уткина дача» — объект культурного наследия федерального значения, собственность Санкт-Петербурга. Объект включает в себя два здания, в конце 2012 года их передали в оперативное управление Государственному музею городской скульптуры. «Учреждение, будучи правопреемником, призвано обеспечивать сохранность, техническую эксплуатацию и обслуживание объекта», — сообщили в КУГИ.

По данным КГИОП, состояние зданий Уткиной дачи неудовлетворительное. Сейчас ведомством согласованы документы по консервации, реставрации и приспособлению для современного использования объекта (выставочные залы и детская художественная студия).

«Сначала оттуда выселили людей, а потом выяснилось, что здание стоит на отшибе и его никто не охраняет, — рассказывает Кононов. — Соответственно, несколько раз там происходили пожары. Наконец, здание передали Музею городской скульптуры. Я считаю, что культурная функция для такого памятника — оптимальна, потому что если бы там захотели сделать гостиницу, то в лучшем случае от здания оставили бы «коробку».

*Сведения о собственниках зданий предоставлены КУГИ.