В России на большой экран вышел «Хоббит. Пустошь Смауга». Бенедикта Камбербэтча в шкуре жадного и болтливого дракона закидывают камнями, забрасывают гранатами и заливают расплавленным металлом - все для того, чтобы он разозлился хорошенько. Разбрызгивая золото в лунном свете, дракон летит жечь Озерный город. Крупный план: мордочка Мартина Фримена, возглас «что же мы наделали», черный экран, титры и разочарованное «ууу» в зале. Продолжение следует.
Во второй части трилогии Питера Джексона, к счастью, меньше говорят, но, увы, совсем не поют. Путешествуют мало, и любители новозеландских пейзажей расстроятся. Зато куда больше рубилова и мочилова, хоть и под грифом 12+. А сцена рафтинга на бочках войдет в историю блокбастеров, а равно и в историю хореографии - достаточно сказать, что в ней присутствует скейтбординг на мертвом орке и фехтование с использованием двух гномьих лысин в качестве точки опоры. Сценарный провал заткнули тушей дракона, озвученного Бенедиктом Камбербэтчем, который последние два года и так в каждой бочке затычка. Таков новый «Хоббит», и в целом он несколько лучше прежнего.
Первая часть провалилась с тем глухим и влажным звуком, с которым лепнина лондонского театра падает на головы зрителей. Дорогая и нелепая поделка, которую не спасли ни ансамбль гномов-хористов, ни Гильермо дель Торро, дописавший за Толкиена 90% текста, ни космический бюджет. Но назад пути нет - и миллиард, собранный в прокате, стоит больше, чем недовольство критики. Вторая часть как будто не выше классом, но проясняет и устройство трилогии, и методы Джексона. Нет, «Хоббит» все-таки не трэш.
«Пустошь Смауга» можно смотреть в трех контекстах. Первый: вы читали и любите сказку. Тогда главный вопрос к фильму прежний: зачем книжку толщиной с палец растягивать на девять часов экранного времени? Второй контекст: вы фанат, книжку не читали, зато бегаете с деревянным мечом и любите порно-фанфики про Галадриэль. Тогда новый «Хоббит» станет возвращением в любимый мир - хотя и у вас возникнут вопросы к физике жидкостей и на удивление скучным спецэффектам. Третий контекст: кинематографический.
«Хоббит» почти гениален там, где Джексон занимается собственно кино, где он играет со светом, цветом, объемом. Битва Гэндальфа с Некромантом - столкновение шара света с клоком тьмы. Гномы в гостях у оборотня - режиссер пускает в кадр 3D-шмеля, чтобы в пространстве взаимодействовали существа трех разных масштабов. Диверсия орков в Озерном городе, когда скамейка, стол и потолок будто оживают и взрываются орочьими головами и конечностями. Блистательные моменты чистой зрелищности.
Но проблема «Хоббита» в том, что он снят по «Хоббиту». Этот фильм пытается рассказать историю - не энергичную и короткую сказку Толкиена, а вялое, с огромным числом побочных линий фэнтези Гильермо дель Торро. От этого - длинноты, занудство и безвкусные диалоги о луне, восходящей над горами. Самый сильный сценарный удар ниже пояса - намек на роман не по-гномьи хорошенького Кили (Эйдан Тернер) с лесной эльфийкой Тауриэль (Эванджелин Лилли). И не то что бы межрасовая половая связь не была возможна - если у людей с эльфийками получается, почему бы не попытать счастья гномам. Но эта странная любовь, как и большинство сюжетных извивов, просто занимает время между эффектными драками, погонями и полетами.
В «Хоббите» кошмарно все, что связывает его с трилогией - все, что делает его приквелом эпоса. И прекрасно все, что выдает в нем признаки самостоятельного фильма. Это даже актеров касается. Компьютерная графика скрыла поплывший овал лица нестареющего эльфа Орландо Блума, но не зажгла огонь в его потускневших глазах. Он здесь машинка для натягивания лука и связующее звено с предыдущими и последующими сериями. Зато великолепен Стивен Фрай в роли Бургомистра - комический, но величественный толстяк с отклеившимся усом. И хотя его бенефис - в следующей серии, когда его город сожжет дотла дракон, Бургомистр уже состоялся как персонаж.
Что ж, подождем третьей части блокбастера, а следом за ней - чего-нибудь арт-хаусного по «Сильмариллиону». Кажется, создатель «Живой мертвечины», «Кинг-Конга» и других хороших фильмов Питер Джексон просто разучился снимать не про хоббитов. Но все это забудется - и голливудская гигантомания второго десятилетия XXI века, и смазливый гном, которого для красоты положили на кучку грецких орехов.
Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug)
Страна производства: США, Новая Зеландия, Великобритания
Бюджет: 225 миллионов долларов
Режиссер: Питер Джексон
Автор сценария: Гильермо дель Торро и другие
В главных ролях: Мартин Фримен, Йен Макмиллан, Орландо Блум, Ричард Армитэдж, Бенедикт Камербэтч и другие
СПЕЦЭФФЕКТЫ: 7 из 10 (первая часть: 7 из 10)
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 6 из 10 (первая часть: 7 из 10)
РЕЖИССУРА: 6 из 10 (первая часть: 4 из 10)
СЦЕНАРИЙ: 4 из 10 (первая часть: 3 из 10)