Истории

В Петербурге придумали, как организовать почти бесплатный сетевой велопрокат

Две молодые петербурженки подготовили для Смольного проект сетевого велопроката. Мало того: девушки собираются самостоятельно найти инвестора. За основу проекта взяли опыт Москвы и Казани, где велопрокат был внедрен в этом году, и довольно успешно. Петербургу, который за его плоский рельеф и прямые улицы называют идеальным городом для велосипедизации, предстоит стать третьим в данном ряду. Это в лучшем случае.

Что такое bike-sharing

Вело- или байк-шеринг – это кратковременный прокат велосипедов с целью использовать их как замену городского и личного транспорта. Судя по схеме, которую представили авторы проекта сетевого велопроката – Ольга Боева и Ольга Терри – все пункты велопроката расположены или в центре, или поблизости от рекреационных зон. Предыдущая идея – внедрить велопрокат для тех, кто живет в спальном районе и хотел бы без помех добираться от дома до метро – пока легла на полку.

  • vKx7byjMMWY

    Ольга Боева и Ольга Терри

  • y2w9_C1llSM

    Ольга Боева и Ольга Терри

  • EPisTtm13Jk

    Ольга Боева и Ольга Терри

  • BtH7upcfq6E

    Ольга Боева и Ольга Терри

Если вы гуляете по городу с друзьями, или вам нужно посетить за два часа несколько мест, а в метро спускаться не хочется, или же вы работаете в центре, но далеко от метро – такой велообменник становится полезной находкой, тем более, что для большинства пользователей он должен стать бесплатным.

Показателен американский опыт. В Вашингтоне на велосипеды пересадили половину населения, богатых и бедных. Годовой абонемент на пользование велосипедом стоит 80 долларов. Для тех, у кого абонемента нет, первые 15 минут – бесплатны, потом начинается отсчет времени. Но все равно выходит дешевле, чем поездка на метро. Если пользователь сдает велосипед в пункте, расположенном на вершине холма, с него вообще не возьмут денег.

Вообще, говорит координатор движения «Велосипедизация Петербурга» Ольга Терри, первый велообмен придумали в 1995 году в Копенгагене, а затем в других столицах скопировали эту идею. В Тель-Авиве, Лондоне, потом – в Москве и Казани (к Универсиаде). Есть надежда, что у нас позаботятся о чем-то подобном хотя бы перед футбольным чемпионатом 2018 года.

Напомним, в Петербурге уже пытались организовать бесплатные велосипеды, но история завершилась бесславно: велосипеды просто растворились в небытие. С прокатом, уверены авторы идеи, все сложится иначе. Во-первых, каждый пользователь будет вынужден «засветить» свой номер мобильного и банковскую карту, не говоря уже о паспортных данных. Во-первых, велосипеды подберут из категории «даром не нужных». В-третьих, их, возможно, специально утяжелят. Проехать на нем 20 минут будет нетрудно, а вот забрать себе домой и каждый день затаскивать в квартиру – гораздо сложнее. Наконец, велосипед будет иметь такую окраску, что его принадлежность прокату будет видна за версту. Скорее всего, покрасят в цвета банка, который согласится стать спонсором проекта. В столице это был «Банк Москвы».

«В Казани за проект тоже отвечала частная компания. И здесь мы поняли, что рассчитывать на государство бессмысленно. Дело сдвинется с мертвой точки, только если мы представим готовый проект и при этом не потребуем с города денег», - отметила Ольга Терри.

Еще она рассказала, что кое-какие изменения к лучшему у нас в этом году произошли. В частности, готовятся поправки в дорожные правила, благодаря которым велосипедистам скоро будет позволено двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Собственно, у нас и так все, что не запрещено, разрешено. Но активисты «Велосипедизации» рассчитывают, что на асфальт нанесут в итоге двойную разметку: букву А, а рядом - велосипед. Осталось только провести эту идею через Минтранс, Минрегионразвития и транспортный комитет Госдумы. Кстати, в предложенной разработчиками схеме три велообменника расположены на Невском и два – на большом проспекте П.С., то есть как раз там, где есть выделенные полосы. 

Как будет работать велопрокат

Сначала требуется зарегистрироваться на сайте. Ввести паспортные данные, номер телефона, обязательно - с местной SIM-картой (увы, но на первых порах это отпугнет от проекта туристов), и данные карты банковской. Придя на велопарковку, пользователь отсылает SMS на условный номер, в ответ получает код, который нужно ввести на столбике, чтобы разблокировать замок. Теоретически по возвращении велосипеда на стоянку будет отсылаться второй сигнал: прокат закончен. Идеальная ситуация – если клиент точно рассчитает, сколько времени ему нужно: то ли бесплатных полчаса, то ли час, за который он заплатит заранее. Потому что перекат трудно сосчитать, а брать за него деньги с клиентов нужно обязательно. Чтоб велосипеды использовали именно для кратковременных поездок.

Прайс, назначенный разработчиками, довольно хитрый. 30 рублей в час, но два часа – уже 300, от трех до шести часов – 900 рублей, а больше – уже 1500. Хочешь взять байк на длительный период – иди в бюро проката.

Если клиент получил велосипед и увидел, что он сломан, потребуется немедленно отзвониться и об этом сообщить – иначе поломку «повесят» на него. Подкачивать шины не придется, так как планируется использовать велосипед с бескамерными шинами. А весить он будет почти 15 кг.

Всего запланировано 30 велостоянок, и только восемь из них – далеко от метро. Это площади Тургенева, Труда, Театральная, Смольный. По прогнозам «МР», метро и велостоянки появятся там одновременно. Оптимисты из «Велосипедизации» уверены, что их проект окажется быстрее.

В Москве проект работает достаточно успешно. Из тысячи велосипедов за четыре месяца исчезли 15, но три впоследствии нашли.

«Московский пример показал – дожидаться создания велодорожек уже и не нужно»

Так заявил Илья Гуревич, председатель клуба «ВелоПитер». «Хорошо бы, конечно, дождаться осенней статистики ДТП с велосипедистами по Москве, чтобы убедиться: количество аварий не увеличилось, и популяризация этого вида транспорта для людей не опасна. Сам я еще год назад был уверен, что внедрять вело-шеринг до того, как в городе появится хотя б элементарная сеть велодорожек – занятие бессмысленное. Но московский опыт мне понравился. Главное же – у Петербурга есть шанс оставить позади все другие города, придумав самую новую и самую совершенную систему».

Тем не менее, Илья отметил, что ни в одном из европейских городов вело-шеринг не устроен так, чтобы доставлять удовольствие от езды. Велосипеды используются только такие, которые несут исключительно транспортную функцию. Самые примитивные. Ну так проект рассчитан не на спортсменов, а на автомобилистов, которым надоели их железные коробки.

share
print