Общество

Не люблю школу!

Мама ругала нас с братом: «Как можно не любить школу? Я бы больше всего на свете хотела вернуть школьные деньки! Мне так нравилось учиться!» Мы хором отвечали: «Естественно! Ведь твой папа был директором школы!»

Сын знакомой долго мечтал о том, как пойдет в школу. Наконец наступило долгожданное 1 сентября. Как и положено первокласснику, мальчик пошел в школу в отглаженном костюме, с новеньким портфелем, с шикарным букетом цветов. После увлекательного первого учебного дня он довольный вернулся домой и вечером спросил: «Ну все, в школу я сходил, а что будем делать завтра?» Услышав, что и завтра, и послезавтра, и еще много лет ему предстоит туда ходить, он испытал первый в своей жизни шок.

К счастью, мои дети ходят в школу с удовольствием. Правда, по разным причинам. Старший обожает свой дружный класс, больше всего ценит общение с одноклассниками и даже после уроков продолжает незаконченные разговоры и обсуждения по телефону и в социальных сетях. Среднего сына – отличника и любимца многих учителей – влечет в школу странная смесь из честолюбия, состязательного духа и любви к столовской пицце.

Какими бы ни были эти причины, я очень рада за сыновей, ведь мои отношения со школой были очень сложными. Воспоминания первых школьных дней: меня сажают с девочкой, которая сразу начинает больно меня щипать под партой. Я молчу, изо всех сил стараюсь не заплакать и мне стыдно пожаловаться незнакомой учительнице (потом, кстати, мы с этой девочкой подружились, и я ее жалела - у одноклассницы была некрасивая фамилия Рябоконь, из-за чего она страшно страдала). Это ощущение – терпеливое ожидание конца мучений – стало ассоциироваться со школой. Долгие годы по утрам с надеждой прислушивалась к собственному организму – не болит ли горло, нет ли температуры? Из класса в класс я исправно, хоть и преодолевая зевоту, постигала школьные науки, безнадежно ожидая, когда же закончится эта бесконечная каторга.

Но, к счастью, моя школа была девятилеткой, и чтобы получить полное среднее образование, в старших классах я перешла в другую школу. И тут произошло то, во что я никогда не верила. Я открыла новые для себя чувства – удовольствие от уроков, интерес к учебе, уважение к учителям. Оказалось, что даже в отсутствие родственных связей с директором, педагоги могут относиться к ученикам по-человечески, обходиться без криков, уважать чужую, пусть и детскую, личность. Выяснилось, что науки не ограничиваются сухим языком школьных учебников, а хороший учитель может раскрасить яркими красками любую скучную тему. И можно с удовольствием учить уроки – не для того, чтобы уберечься от двойки, а потому что интересно же!

Комментарии родителей

Галина Константинова

Любовь к школе – заслуга исключительно учителей. С ужасом вспоминаю, какая учительница была у сына в первом классе! Орала, обижала детей, запугала их. Брала у бедного ребенка тетрадку с неаккуратно написанным заданием и заставляла его ходить с ней по рядам, чтобы остальные дети смотрели и смеялись! До сих пор жалею, что не устроила скандал, не пошла к директору – была молодой и глупой мамашей. Конечно, он не любил ходить в школу, просто ненавидел! Когда сменили школу, вздохнули с облегчением. Сейчас у сына потрясающая «классная». Молодая и привлекательная женщина, не столько строгая наставница, сколько хорошая подруга - знает все их проблемы, не только школьные, но и семейные, они ее уважают и слушают все ее мудрые советы. Она создала в классе такую атмосферу, что дети ходят в школу с удовольствием даже в свои непростые 14 лет.

Екатерина Авдиенко

Сначала я училась в математической гимназии. Постоянно было ощущение дискомфорта в классе. Все дети росли в семьях с высоким материальным достатком и уже с ранних лет путешествовали по Америке и Франции. Друзья у меня здесь не появились, да и математика всё же не мой конёк. Было тяжело. С 3-го класса мама меня забрала в англо-шведскую школу, где преподаёт до сих пор. И именно с этими ребятами мы до сих пор периодически общаемся и видимся. А начиналось всё, надо сказать, непросто. После меня в класс приходили ещё двое: мальчик и девочка, но я – единственная среди новичков, кто смог удержаться до конца. Поначалу меня не то, чтобы совсем не приняли, просто не замечали. И я поняла, что надо делать себе имя. Разумеется, не обходилось без конфликтов, за что я как раз и не любила школу. Одно время мне постоянно хамил один одноклассник, иногда даже маме приходилось за меня постоять. Позднее я уже сама разбиралась с теми, кто меня задевает. Не физически, конечно, а словами. Постепенно конфликты сошли на нет.

Мне кажется, школу, в которой учишься, надо любить. Ведь, пока растёшь, это как второй дом, где проходит детство и ждёт большая семья, состоящая из учителей и одноклассников. Именно в школе звенит первый звонок, приходит первая дружба, а у некоторых ребят и первая любовь… А когда на руки уже выдан аттестат, «второй дом» превращается в музей детства с самыми красочными воспоминаниями.

Михаил Романенко

Да, тяжело вставать утром, когда не хочется вылезать из-под одеяла, а за окном еще темно зимним утром, но зато ведь классно по дороге в школу встретить ребят и весело идти, болтать, играть в снежки? Или прийти на час раньше и в пустой школе  играть в прятки или «воду». Где, как не в школе, в одном месте собирается такое количество твоих друзей и можно после уроков всем вместе гулять - если договориться собраться всем вместе, например, на выходных, то почти никто не придет. Когда лежишь, болеешь дома целую неделю, совершенно нечего делать и думаешь: все там учатся, а про тебя забыли. Мне даже страшно и трудно представить, что если  бы школы не было, что бы я делал тогда?

Дмитрий Ахмедов

Как привить ребенку любовь к школе? Прежде всего нужна хорошая школа, лучше с молодыми учителями, с ними ребенку интереснее. Чтобы ему было интересно учиться, его надо поощрять, у нас происходит так: закончил триместр отлично – получил тысячу. И нужно с ним обязательно дополнительно заниматься, заполнять непонятые в школе пробелы. Когда с учебой просто, то и в школу ходишь с удовольствием.

Мнение эксперта

Елена Литовченко, семейный психолог

Дети до 11 лет являются интуитами, то есть они чувствуют все наши настроения. И, прежде всего, нужно задать вопрос себе: «А каково мое отношение к школе?»

Понимание того, что школу не обязательно любить, облегчит ваше понимание ребенка. Задача родителей - помочь адаптации ребенка в школе и быть другом на этом непростом пути. Для этого стоит общаться с учителем, знать ситуацию в классе. Важной составляющей позитивного отношения к учебе является наличие друга. Многих детей сейчас приходится учить дружбе, все чаще встречаются сложности в социализации. Также важно понимание сложности программы и уважительное отношение к усталости ребенка. Иногда стоит произносить фразу: «Потерпи, скоро пятница, а следом и выходные». Искренне интересуйтесь, как прошел день вашего ученика. Задавайте открытые вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Что кушал?», «С кем на перемене играл?» А не просто - «Как дела?» Ваше участие в школьной жизни ребенка, желание быть другом и понимание его радостей и печалей, добавят ярких красок на этом пути.