Новости

Евромайдан: дальше от России, дальше от Москвы, дальше от колониального прошлого

Три недели в столице Украины не стихает Евромайдан — бессрочная акция протеста против решения президента Януковича начать сближение с пророссийским Таможенным союзом. Казалось бы, все давно должно выдохнуться: сколько можно? Холодно ведь, темно по вечерам, да и работать надо. В России люди примерно так бы и рассуждали. Но киевляне и жители других украинских городов не прекращают выходить на улицу. В воскресенье, 9 декабря, по данным украинской оппозиции, на Майдане побывало около миллиона человек. Наиболее рьяным демонстрантам удалось наконец снести памятник Ленину.

И соглашение с Евросоюзом, и вступление в Таможенный союз одинаково вредны для здоровья украинцев. И та, и другая инстанции придерживаются политики неолиберализма — радикального экономического течения, подразумевающего приватизацию всего и вся, а также обрезание всех мыслимых социальных гарантий. И ударит эта политика в первую очередь по малоимущим и людям, работающим по найму, которые составляют на постсоветском пространстве большинство населения. Украина, как и в далеком XVII веке, оказывается между двух огней. В те годы казацкие земли становились ареной военных выступлений попеременно то Речи Посполитой, то Российской Империи. Похоже, наша эпоха предлагает не менее запутанный и болезненный сценарий.

Соглашение с ЕС — это пакт о так называемой свободной торговле, а вовсе не пропуск на вступление в Евросоюз. Такое соглашение Евросоюз подписал уже много с кем, в том числе с теми странами, которых вовсе не торопятся принимать в лоно европейской цивилизации - Мексикой, Южной Африкой, Марокко. Во всех случаях речь шла об ослаблении государственных институтов и распространении ничем не сдерживаемого рынка. В результате «ассоциированное государство» оказывалось в уязвимом положении: национальные рынки рассыпались, теснимые ударами мощных европейских производителей, огромное количество рабочих мест сгорело. В профите оказывались исключительно корпорации. В случае подписания соглашения в аналогичном положении может оказаться и Украина. Тем более что чиновники Евросоюза давно исповедуют так называемую «политику жесткой экономии», которая состоит в урезании зарплат и соцпакетов, сокращении пенсий и других социальных программ при параллельном увеличении налогов. Именно против «жесткой экономии» по всей Европе от Парижа до Афин протестуют профсоюзы и студенческие организации.

Однако вступление в Таможенный союз — вовсе не альтернатива для Украины. В качестве наглядного примера можно привести Казахстан, который вступил в Таможенный с Россией и Беларусью в 2010 году. С тех пор в Казахстане взлетели цены на все товары и коммунальные услуги, как того потребовали новые соглашения. Резко вырос импорт и, наоборот, снизился экспорт из страны — российские чиновники просто заблокировали вывоз недорогих казахских товаров. В общем, произошло примерно то же, что и в Мексике. Помимо этого в информационном поле Казахстана практически полностью главенствует российская повестка, которая, как известно, в последнее время развивается далеко не по лучшей траектории. Коррупция, вранье журналистов в угоду власти и мракобесие — все эти явления проникают в Казахстан вместе с русской водкой.

Давайте признаемся: за последние годы между странами-соседями существенно вырос накал шовинизма. Особенно со стороны россиян. Газ в зажигалке кончился? Украинская зажигалка! Украина — страна-пиявка, которая только и умеет, что сосать ресурсы из России. 

В общем, спор между Евросоюзом и Россией имеет чисто экономическую, а вовсе не «цивилизационную» природу. Цивилизация в странах бывшего Советского Союза с некоторыми поправками примерно одна и та же. Это не хорошо, это не плохо, это просто так, как есть. Однако для многих простых украинцев, которые снова и снова выходят на Майдан, этот конфликт имеет именно культурное значение: дальше от России, дальше от Москвы, дальше от колониального прошлого. Основная масса людей не особо хорошо разбирается в ситуации, в отличие от политиканов и олигархов, которые разбираются великолепно. Для сотен тысяч простых людей Евромайдан — это порыв национальной гордости, попытка доказать, что они не «хохлы», не второй сорт, не быдло. Ведь давайте признаемся: за последние годы между странами-соседями существенно вырос накал шовинизма. Особенно со стороны россиян. Газ в зажигалке кончился? Украинская зажигалка! Украина — страна-пиявка, которая только и умеет, что сосать ресурсы из России. Украинский язык — историческое недоразумение, сельский диалект русского (в некоторых случаях говорят, что польского). Вы часто такое слышите? Я постоянно.

Но правда заключается также и в том, что в условиях постсоветского отчужденного общества патриотизм почти неизбежно принимает мрачные националистические черты. Площадь Независимости в Киеве почти все время наводнена символикой УПА — движения радикальных националистов, организовавших во время Великой Отечественной войны жесточайший геноцид поляков и евреев. Популярной является кричалка «Хто не скаче, той москаль» - что является переводом слогана российских неофашистов: «Кто не прыгает, тот чурка». Удивительное единение, казалось бы, враждебных течений, правда? Единение ненависти, но не единение творчества. К творчеству в собственном смысле этого слова киевские неонацисты относятся крайне враждебно. Уже несколько раз они нападали на социальных и студенческих активистов, которые присутствуют на Майдане: отнимали плакаты и растяжки, пытались бить. А 4 декабря нацистские молодчики жестоко избили нескольких профсоюзных активистов: одному сломали нос, другому — ребра, третьего залили газом. И все потому, что они - «коммуняки», а стало быть — национальные предатели, инородные элементы, подлежащие уничтожению.

Людей возмущают беспредел и бесправие, но альтернативу они видят только в замене одних чиновничьих фигур другими.

Но я уверен, что если бы наш «болотный протест» проходил в формате неконтролируемого бессрочного митинга, то российские нацики точно так же нападали бы на тех, кого сочли неугодными. Давайте задумаемся. Обычно, когда говорят о России и Украине, то делают акцент на различиях, но есть в обеих ситуациях и глубокое сходство. Последние годы по всему миру прокатилась «арабская весна» - волна бунтов и потрясений. Люди массово выражают свое недовольство властью. И есть причины быть недовольными: растущие бедность, преступность, в каждой второй стране — диктатура. Современный мир — это очень мрачное место.

Но почему-то каждый раз все сводится к переделу власти между элитами. Неудивительно: старая революционная традиция, которая у многих ассоциируется с Советским Союзом, пришла в упадок. А вместе с ней сошла на нет и риторика социальной справедливости, характерная для лучших моментов из жизни стран Совблока и социальных государств Европы. Мир ждет рождения нового формата социально-ориентированной политики, но этого не происходит. А ведь без такой политики едва ли возможны действительно ощутимые перемены для большинства людей. События в Украине — это очень специфическое, но все-таки органичное звено в общей цепи этого процесса. Людей возмущают беспредел и бесправие, но альтернативу они видят только в замене одних чиновничьих фигур другими.

Интересно, когда подобные события произойдут в России — а, кажется, что-то отчасти похожее рано или поздно произойдет, — окажутся ли россияне способными сделать разумный выбор? И будет ли из чего выбирать?