Город

Платные парковки – геноцид автомобилистов, а бесплатные – смерть пешеходам

Петербург близится к транспортному коллапсу: автомобилисты паркуются на тротуарах и пешеходных переходах, центр города захлебывается в пробках, трамваи почти уничтожены как класс, а в метро порой вообще не зайти. Зато в 2016 году у нас, как в Европе, появятся платные парковки. Что сулит городу эта мера?

В ноябре Смольный сдвинул сроки введения платных парковок в центре Петербурга с 2014-го на 2016 год. Планируется, что базовый тариф услуги составит 50 рублей в час, а максимальный – 140 рублей. Для сравнения: в Париже, Берлине, Риме и других европейских мегаполисах машиноместо на центральной площади стоит в среднем 2,5 евро (около 120 рублей). У нас 65 тысяч машиномест охватят Центральный, Василеостровский, Петроградский и Адмиралтейский районы.

По оценкам Смольного, до 70% автомобилистов, приехавших в центр на работу, оставляют машину не меньше, чем на 4-6 часов, и тратят 9-11 минут на поиск парковочного места. Всего на тысячу петербуржцев приходится 300 машин. Средние затраты времени на передвижение на общественном транспорте в центральных районах – около 70 минут.

Вообще ограничить въезд в центр

Красимир Врански, координатор движения «Красивый Петербург»: «На разработку системы платных парковок правительство Петербурга уже выделило 9 млн рублей. Они должны были внедряться уже сейчас. Мы не видим ни 9 млн, ни этих планов. Вводить платные парковки в 2016 году уже бессмысленно – это все равно, что установить операционную систему Windows98 на наших компьютерах. Каждый год в Петербурге становится на 100 тысяч машин больше. Город не резиновый – нужно вводить серьезные ограничения на въезд в центр. Иначе к 2016 году город задохнется.

Начать нужно со строительства перехватывающих парковок рядом со станциями метро, чтобы люди из спальных районов и Ленобласти могли оставить машину и пересесть на общественный транспорт. Платные парковки на Западе – это круто, потому что у них есть многоуровневые паркинги. У нас, к сожалению, машины стоят на тротуарах».

Платные парковки нужны автомобилистам

Святослав Данилов, руководитель общественной организации «СПб.Авто»: «Мы провели голосование в нашем сообществе, мнения автомобилистов разделились пополам: 49,3% - за платные парковки, 50,7% - против. К сожалению, у всей этой истории слабое информационное обеспечение. Люди не знают, чего им ждать. Типичный аргумент противников: я живу в центре города, и вдруг у меня станет платная парковка. В Москве, где система уже внедрена, есть понятие «резидент»: он может парковать авто в своем жилом квартале с 8 вечера до 8 утра бесплатно. Годовой абонемент на парковку продается с порядочной скидкой за 100 тысяч рублей. При этом во дворах машины можно ставить бесплатно. Московские власти пошли дальше и упростили для жителей процедуру установки шлагбаумов во дворах. Проблема оказалась решена».

Платные парковки – это репрессии

Иван Летюхин, лидер партии «Демвыбор» в Петербурге: «Транспортная система в Петербурге развивается несистемно. Десять лет назад пытались вводить платные парковки – попытка благополучно сошла на нет. Далее стали изводить инфраструктуру общественного транспорта в центре, освобождая дополнительное место для автомобилей. После того, как центр оказался практически зачищен, пошли предложения ввести платную парковку или вообще закрыть въезд транспорта в центр. При этом нет ответа на принципиальный вопрос: на чем вообще можно будет ездить? Центр охвачен метрополитеном достаточно слабо, станции перегружены. При таких обстоятельствах введение платной парковки в центре будет неоправданно репрессивной мерой по отношению к жителям города.

Проблема с транспортом в Петербурге заключается в том, что неоправданно большое внимание уделяется строительству метрополитена. Согласно адресной инвестиционной программе, 20 млрд рублей расходуется на метро. Все это ценой субсидий на наземный общественный транспорт. Именно ему нужно уделять внимание».

Платные парковки – это геноцид

Дмитрий Литвинов, градозащитник: «Платные парковки в условиях Петербурга – это мера социального геноцида. Мы перекладываем на плечи незащищенного населения серьезные инфраструктурные проблемы, которые стоят перед городом. Допустим, после введения платных парковок въезд в центр сократится на 15% – это будут люди, которым нечем платить за парковку. Это будет бабушка с детьми, которая ездит на машине, потому что стоять в толчее на "Василеостровской" или "Чернышевской" опасно для здоровья. А те, у кого есть "ксивы", спокойно продолжат парковаться, где хотят.

В европейских мегаполисах платные парковки – это мера, которая слегка побуждает граждан пользоваться другими средствами передвижения. Скажем, на типичной венской улице парковка стоит 4 евро за пять часов. Учитывая, какие там зарплаты, это вполне дешево. Не говоря о том, что годовой проездной в столице Австрии стоит всего 365 евро, а 90% светофоров – интеллектуальные, они реагируют на потоки транспорта. У нас ничего подобного. В центре города – полный беспредел с парковками. Машины паркуются не то что не по правилам – вопреки всякой логике: вторым рядом, на тротуарах, на пешеходных переходах. ГИБДД с этим не борется вообще никак. Парковка есть даже там, где ее запретили бы самые заядлые автомобилисты, например, на Садовой улице между Невским проспектом и Летним садом.

Прежде чем вводить платные парковки, разберитесь с неправильными! Плюс, безусловно, нужны перехватывающие парковки. Нужна сеть электричек из центра города в область и периферийные районы. И построить, наконец, отдельный деловой центр в Петербурге».

Реплики экспертов записаны на экспертом семинаре партии «Демократический выбор».