«Память предков» передается по мужской линии, выяснили ученые

Ученые доказали, что пережитый страх передается по наследству: дети наследуют не только черты родителей, но и их страхи. Исследования, проведенные на животных, показали, что события, имевшие место в жизни предыдущих поколений, действительно могут накладывать отпечаток на поведение потомков, передаваясь посредством «генетической памяти», или «памяти предков» – явление, которое ранее никогда не имело научного обоснования.

Между тем, как оказалось, травмирующая информация изменяет активность генов путем химической модификации ДНК. Эти изменения и передаются по мужской линии – детям и внукам, пишут американские ученые Брайан Диас и Керри Ресслер из Медицинского центра Университета Эмори в Атланте в журнале Nature Neuroscience.

Диас и Ресслер экспериментально показали передачу памяти о запахе через поколение мышей, передав ее от дедов к внукам. В рамках эксперимента мышей научили бояться запаха определенного вещества – ацетофенона. Это вещество, которое пахнет, как цветущая черемуха. Животных били разрядом тока, сопровождая это данным запахом, пока не приучили обращаться в бегство, почувствовав запах «черемухи».

Затем исследователи изучили состав спермы подопытных мышей и обнаружили, что участок ДНК, где расположен ген рецептора Olfr151, чувствительный к данному запаху, у детей и внуков «напуганных» самцов оказался метилирован. Это означает, что ген усиленно работает, то есть в усиленном режиме работает и обонятельный рецептор, воспринимающий «страшный» запах.

Для чистоты эксперимента ученые исключили контакты «напуганных» мышей с их потомством. Дети и внуки никогда не встречали своих родителей и дедов, но обладали повышенной чувствительностью к запаху ацетофенона и пытались от него спрятаться, хотя их самих никто никогда током не бил.

«Жизненный опыт родителя, приобретенный даже до зачатия, значительно влияет на структуру и функцию нервной системы последующих поколений», – делают вывод ученые. Результаты их исследования подтверждают теорию «эпигенетического наследования», которая говорит, что окружающая среда может влиять на структуру генов, и эти изменения в структуре передаются, в свою очередь, последующим поколениям.

Видео по теме