Электростанция у Варшавского вокзала стала памятником и мешает созданию дублера Московского проспекта
КГИОП признал памятником архитектуры электростанцию Варшавского вокзала, которая давно мешает Смольному пробить Измайловский проспект к Новоизмайловскому. Однако даже это чиновников не останавливает: теперь они хотят передвинуть постройку на новое место. Эксперты же говорят, что создание полноценной магистрали вообще не нужно - к уменьшению пробок это не приведет.
Здание на набережной Обводного канала, 118а, литера АЕ, уже успело побывать под охранным статусом. Оно числилось в списке выявленных объектов культурного наследия как «Механический цех». Но в 2007 году после экспертизы фирмы «АРС» (эта же компания обрекла на снос дом Рогова) КГИОП снял постройку с охраны. Тогда же выявленным памятником перестала быть «Масляная мастерская».
Оба здания стоят на пути Измайловского проспекта. Больше полувека городские власти теплят надежду пробить его от Обводного канала до Благодатной улицы. В 1960-х годах в рамках этих планов ровно по оси Измайловского проложили Новоизмайловский проспект. Но пока до реализации дело не дошло.
Это может произойти в обозримом будущем. Крупнейшая строительная компания Петербурга «ЛенспецСМУ» в прошлом году приобрела право застройки Варшавского вокзала жилым микрорайоном «Галактика», и в архитектурную концепцию (выполнена «Студией-44» Никиты Явейна) включена трасса Измайловского проспекта именно на месте «Механического цеха» и «Масляной мастерской».
Но сейчас стало известно, что КГИОП выпустил распоряжение о включении «Масляного цеха» в список памятников регионального значения. Правда, под другим названием — «Здание электростанции Санкт-Петербургской станции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги». Заказчиком экспертизы стала фирма «Полимерные технологии» — владелец здания, не пожелавший переезжать ради наполеоновских планов Смольного.
Историко-культурную экспертизу выполнила известный специалист по промышленной архитектуре Петербурга Маргарита Штиглиц. По ее словам, электростанция — «наиболее интересное здание комплекса Варшавского вокзала после депо».
«Это одна из первых электростанций России. Построена она была в 1890-х годах. До наших дней сохранились представляющие интерес архитектурные и конструктивные элементы. Но, к сожалению, внутри не осталось оборудования фирмы «Сименс-Гальске», — отметила Штиглиц.
Восстановление постройки в охранном списке произошло «не без содействия КГИОПа». «Они проявили сознательность, признали аргументы (включения здания в список памятников — «МР») обоснованными», — пояснила Маргарита Штиглиц.
По мнению нашей собеседницы, под охрану необходимо взять не только отдельные здания, но и целый ансамбль. Две площади — по обе стороны Варшавского вокзала — были созданы как зоны прибытия и убытия пассажиров. И превращать их в магистраль неправильно. «Надо искать более хитрые ходы», — уверена специалист.
Архитектор Марк Ицков, ранее предложивший петербургским властям альтернативы инфраструктурных проектов (тоннель вместо Ново-Адмиралтейского моста и железнодорожный путепровод взамен автомобильной эстакады на Поклонногорской улице), заявил, что пробивка Измайловского проспекта вообще не нужна.
«Там уже построили Митрофаньевское шоссе, Западный скоростной диаметр. Но сколько бы ни делали дорог, все равно пробки не уходят. Если по этому Измайловскому проспекту привести весь поток с юга, то дальше ему все равно будет некуда деваться — он упрется в те же пробки, в которые упирается и Митрофаньевское шоссе, и ЗСД», — объяснил Ицков.
Даже если Смольный будет настаивать, в любом случае нельзя позволять сносить недавно признанный памятник. По мнению Марка Ицкова, вокруг Варшавского вокзала можно создать круговое движение, для которого не нужно слишком широкого пространства. Сейчас между вокзалом и электростанцией около 25 метров — этого хватит для четырех полноценных полос движения в одном направлении.
Архитектор Никита Явейн сообщил, что уже знает о признании электростанции памятником архитектуры. Но, по его словам, чиновники к этому оказались готовы. Они сейчас рассматривают возможность перемещения объекта культурного наследия на 30 метров, чтобы он не мешал трассе. Стоить это будет бюджету города «несопоставимо меньше строительства всей дороги». В Москве в 1930-х годах таким образом «перекатили» несколько домов на улице Горького (ныне Тверской), в том числе Моссовет, здания на улицах Серафимовича, Люсиновской, Осипенко (ныне Садовнической).
Правда, если тогда за точность расчетов могли поручиться жизнями (дома перемещали вместе с людьми), то сегодня уже никто не даст гарантии, что электростанция-памятник «случайно» не обрушится. К примеру, когда «хотели» сохранить Литовский рынок XVIII века в квартале второй сцены Мариинского театра, он ни с того ни с сего рухнул. Никого не наказали.