Общество

Давать или нет детям музыкальное образование

Когда родители отдают своих детей учиться музыке, какие цели они при этом ставят, рассказал «Моему району» Леонид Викторович Грауман - скрипач, педагог, автор книги «Мой ребенок будет скрипачом. Советы родителям».

Зачем детей отдают учиться музыке и, с другой стороны, зачем бы надо было на самом деле отдавать детей учиться музыке?

Я считаю, что учиться музыке в детстве надо всем. И самому способному ребенку, и даже самому неспособному. В конце концов, станет скучно, уйдет. Математика развивает способность мыслить, музыка развивает душу – способность чувствовать. И в наше время, когда чувства в большой степени заморожены, всеобщее обучение музыки могло бы стать важной инициативой. Что же касается того, становиться ли музыкантом-профессионалом – то это вопрос серьезный. Конкуренция в сегодняшнем мире жесткая и профессионалом нужно становиться в той области, в которой у тебя наибольший потенциал. В той, где с такими же затраченными усилиями ребенок сможет достигнуть наилучшего результата – возможно, этот наилучший результат будет в области спорта или математики. Что же до денег. Одна мама как-то сказала мне мудрую мысль, которую я запомнил навсегда. Что талант зарабатывания денег дается человеку отдельно от других талантов. Вернее, это тоже талант, наравне с другими. Поэтому, если у ребенка он есть, то он будет зарабатывать, чем бы ни занимался. А если нет, то ни в какой сфере зарабатывать не будет, так пусть уж хотя бы занимается любимым делом.

По вашим наблюдениям, из каких побуждений родители отдают детей учиться музыке?

Ну, сейчас, как ни странно, довольно распространена мотивация медицинского толка. Нам бы хорошо, чтобы пальцы побегали, у нас легкие слабые – пусть подует и так далее…

Это курьез?

Опять же, почему бы и нет? Но важно понимать, что занятия музыкой – это все-таки не беганье пальцев и не дутье, а создание некоего мира, некоторого образа, в который надо погрузить своего слушателя, чтобы он испытал восхищение. Когда ребенок приходит в класс, начинаешь его учить не только тому, как должен пальчик падать, а стараешься, чтобы его душа запела.

Пению души учат с самого начала?

Этому учат еще до того, как ребенок взял инструмент. В музыкальных школах есть группы раннего музыкального развития – для дошкольников – там детки водят хороводы, играют в разные трещотки, поют. Я считаю, что на такие группы уж точно нужно походить каждому. Один из ста, допустим, станет потом музыкантом, но остальным 99 язык музыки уже не будет совершенно чужд. Это важно и для самих людей, и для музыки.

Для музыки?

То, что должно родиться в результате исполнения музыкального произведения, предполагает триединство композитора, исполнителя и слушателя. Слушатель входит обязательным полноправным участником. Иначе пресловутый катарсис, это волшебство, восторг просто не родится. Причем, в каком-то смысле, слушатель – это даже более важный компонент, чем композитор. При посредственном композиторе исполнитель добавит своего таланта и чуткий слушатель это воспримет, разделив удовольствие с музыкантом. Так что, воспитание слушателей является одной из важнейших задач национальной музыкальной школы.

Вы назвали три причины учить ребенка музыке: гигиеническую, обучение будущей профессии и обучение восприятию музыки. Еще?

Каждый, учившийся в музыкальной школе, прошел сцену. У него с детства есть навык и опыт выходить и что-то делать перед народом. Музыка – это ведь вид речи, если мы не поем голосом, то поем инструментом. У меня за плечами достаточно большая и успешная карьера исполнителя – поэтому для меня на какой-нибудь конференции выйти и произнести речь не является проблемой.

Еще музыка – это один из методов познания мира. Как наука, как другие виды искусства. Это мир чувств, эмоций – но в ней также присутствуют определенные физические закономерности. Это общие, глубинные закономерности мира. С другой же стороны, музыка – это часто такой приятный шум, под который, скажем, группа хорошо обеспеченных людей жует что-то вкусное. Отсюда двойственное положение музыканта – с одной стороны, он король мира, мудрец, экстрасенс, с другой – он обслуживающий персонал на банкете…

Еще причина: занимаясь музыкой, ребенок общается с великими композиторами. То, что композитор написал – это закодированный в звуках комплекс его ума, его понимания истины, его чувства времени. В музыке зашита определенная логика, так что проиграв фугу Баха, можно сказать, что ты с ним переговорил. А другого способа переговорить с Бахом уже нет!

Важным фактором является окружение вашего ребенка. Занимающиеся музыкой дети все-таки большей частью живые, хорошо развитые, общаться с которыми вашему ребенку полезнее, чем со среднестатистическими сверстниками, бегающими по двору.

Кроме того, человек приучается работать. Малколм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» пишет: главное, что делает выдающегося человека выдающимся – это количество часов, которое он отпахал на своей стезе. А к терпению и к труду музыка приучает как ничто другое.

Мне трудно представить детей, которым музыка противопоказана – они, возможно, есть, но их – единицы…

В голове такая картинка сидит, что родители загоняют ребенка в музыкалку, исходя из своих, а не его потребностей. Им самим хочется приобщиться к музыке, встать в какую-то престижную позицию…

Неудавшиеся музыканты загоняют ребенка в музыку, надеясь, что он добьется большего, чем смогли они. Сейчас есть и другое, когда высокосостоятельные родители отдают детей учиться музыке, полагая, что мир музыки прекраснее того, в котором они сами функционируют. Дочка в красивом платье на сцене, в свете софитов… от такой картины дрогнет сердце любого родителя, вот только обратная сторона этой блестящей медали известна далеко не всем.

Отдать ребенка в музыкалку вы убедили. Начались занятия. Наверное, есть список классических ошибок, которые при этом допускают родители?

Ну, одной из ошибок является само слово «ошибка». Если мама, напутствуя сына на сцену, говорит: «давай, сынок, только не ошибись!», то она практически рубит половину исполнения. Если человек хочет чему-то научиться, он не только имеет право ошибаться, но и думать об этом не должен. Он не должен бояться ошибиться. В талантливом, ярком исполнении несколько нот, сыгранных «не туда», практически не смазывают впечатление. Идеальное в плане соответствия нотному материалу, но при этом безразлично-техничное исполнение просто не достигнет своей музыкальной цели. Что уж тогда говорить об исполнении, скованном страхом перед возможной страшной «ошибкой». Первое, на что направлено музыкальное обучение – достичь красоты исполнения, а ошибки – это должно быть вообще вынесено за пределы внимания.

Это с самого начала обучения или же когда освоены азы техники?

Нет, с самого начала. Вот уже когда ребенок первые нотки берет, учитель начинает: вот эта нотка была не такая красивая, а давай добиваться, чтобы она была хрустальная… давай, чтобы она в зал летела, чтобы кого-то очаровала… в любом случае, это обучение обязано с самого начала быть эмоционально теплым и окрашенным.

Это – урок, а дома как следует заниматься? Вот ребенок, вот ему задали выучить. «А ну, играй!» - «Не хочу!» - «Играй!!» Короче, вопрос стоит так: каков допустимый уровень насилия во время занятий музыкой?

Мне пришла одна история через знакомых, которые жили на одной улице с Ойстрахами в Одессе. Сначала стоял крик, полчаса кричала мама, потом полчаса кричал Додик, потом Додик брал скрипку и вся улица слушала, не отрываясь…

Толковая мама – неоценимое подспорье любого учителя. Но, в общем, я считаю, что определенная доля насилия здесь неизбежна – впрочем, как и при обучении другим серьезным вещам. При этом ломать ребенка, конечно, недопустимо – хотя известны даже среди наших современников знаменитые музыканты, которых в детстве буквально изуродовали родители. Такое не годится. Тут еще есть такая тонкая вещь – источник насилия. Он может быть внешним – учитель, родители, – а может быть внутренним. То есть, чтобы человек сам себя подгонял и заставлял. Задача мудрого педагога сделать так, чтобы он сидел там внутри учащегося, даже когда его нет рядом. Хотя и тут нельзя перегибать палку. Еще могу добавить, что как раз те случаи, когда родители пытаются реализовать свои амбиции за счет музыкальных занятий ребенка, – они самые опасные. Так как родители начинают форсировать развитие ребенка: скорее, скорее, чтоб он в десять лет играл Паганини, чтобы в 12 лет сыграл все «большие» концерты… я против такого, потому, что эти дети, конечно, к 14 годам все сыграли, но те их сверстники, кто спокойно развивался, к 20 их все равно догонят и перегонят. Как я прочел в одной книжке, все, даже крысы, в обстановке стресса хуже усваивают новое, чем в спокойной. Я за то, чтобы все было гармонично, я против насильственного продвижения. Если мы хотим, чтобы цветок скорее вырос, разумно было бы не тянуть его за бутон, а удобрять ему почву.

Но по принуждению идти в профессионалы я бы не советовал. Профессиональным музыкантом должен становиться только тот, кто не мыслит свою жизнь без музыки и немузыкантом быть просто не может.