Жители «Конюшенной» и «Коломны» боятся, что в их дома заселят «более достойных»
Дом ученых в среду, 27 ноября, принял почти 400 жителей исторического центра, чьи дома подпадают под программу реновации. Они рассказали, как обследование домов уже привело к затоплению одного из подвалов. Далее, по их мнению, реновация может превратиться в бизнес-проект с разрушениями.
Встречу организовала депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. Ранее администрация Центрального района запретила несколько встреч в школах — жалобу на это депутат уже отправила губернатору Георгию Полтавченко. Людей в актовом зале набилось так много, что опоздавших не пускали в здание, трое полицейских, дежуривших поначалу у гардероба, вышли на улицу, чтобы не возмущать людей. Они размещались на полу, на сцене, на трибуне, даже за роялем. Типичный вопрос, который люди задавали: «Снесут ли наш дом?»
Опасение № 1. Власти выселят одних и заселят других
В ближайшие пять лет на программу реновации кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» планируется выделить 87 млрд рублей. Программа предполагает расселение 570 коммунальных квартир, капитальный ремонт 17 мостов, более километра набережных, реконструкцию Сенной площади и многое другое. В августе выбрана компания, которая проводит обследование исторического центра стоимостью 344 млн рублей, — ООО «Город». Она принадлежит петербургскому предпринимателю Антону Целиховичу, в 2013 году выиграла нескольких тендеров на проектирование дорог в нашем городе.
«Диагноз еще не поставлен, а больной уже на операционном столе! — возмущается один из руководителей группы защитников исторического центра Владимир Котегов. — В эти 87 млрд входят почти 20 млрд частного капитала. Понятно, что частный инвестор не будет заниматься благотворительностью, у него есть какой-то финансовый интерес. Мы предполагаем, что в результате реконструкции наших зданий вместо 3 тысяч квадратных метров образуется что-нибудь в районе 6–8 тысяч метров, или произойдет смена собственников, и туда заедут "более достойные" жильцы».
Косвенный признак такого развития событий, по мнению противников реновации, — это планируемое увеличение объемов подачи воды, тепла и электроэнергии в их кварталы. «Скажем, на Большой Конюшенной есть большой технологический запас тепла, там совсем недавно, в 2012 году, переложили коммуникации. С какой целью идет повышение тепловой энергии? В наших домах достаточно тепло!» — отметил Владимир Котегов.
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева: «Декларируемая цель программы сохранения исторического центра — это расселение коммунальных квартир, улучшение социальной и инженерной инфраструктуры. Тогда начинать нужно было не с «Конюшенной» и «Коломны», а с тех районов в центре города, где наибольшее количество коммунальных квартир, и нет перспектив расселения. Это, например, Социалистическая улица, так называемый Петербург Достоевского. В квартале «Конюшенная» коммунальные квартиры расселяются с помощью инвесторов. В «Коломне» — в меньшей степени, но, тем не менее, это кварталы наибольшей привлекательности.
Получается, на одну расселенную коммуналку приходится 150 млн рублей! Еще там прописано десять «киосков». Это измеряемые параметры, остальное мы не знаем. Я проанализирую эту программу с финансовой точки зрения и напишу упреждающее письмо в Министерство финансов, что выделение средств на нее нецелесообразно. Чтобы никаких денег ни в коем случае не выделялось».
Главный архитектор ЛенжилНИИпроекта Ксения Шарлыгина: «В 1960-85 годы наша организация провела капитальный ремонт с кардинальным изменением планировки в 30% старых зданий Петербурга. Если говорить о кварталах «Конюшенная» и «Коломна», там реконструировано примерно 35% зданий. В то время реконструкция осуществлялась с полным расселением домов, поскольку коммунальные квартиры составляли 65% жилого фонда, а сейчас только 10%. Поэтому при реализации программы сохранения исторического центра выселение местных жителей нецелесообразно».
Опасение № 2. Непрофессиональный анализ и перепланировка
Владимир Котегов: «На Большой Конюшенной, 3 (доходный дом Мясоедова — «МР») предполагаемые сотрудники ООО «Город» самолично взломали замки в подвале, стали выбивать складки кирпичей, буравить дырки, нарушили гидроизоляцию подвала, повредили фановые трубы, из-за чего подвал затопило. На Малой Конюшенной, 4/2 (дом Зощенко) предполагаемые сотрудники компании тоже незаконно проникли в помещения и пытались их осмотреть. Хорошо, бдительная охрана их вовремя выгнала. Вот так действует структура, уполномоченная Смольным!»
Ксения Шарлыгина: «Все профессионалы города высказывают сомнения, что ООО «Город» — это компания, на которую можно положиться полностью. Нужен четкий контроль за деятельностью обследователей. Для этого создан экспертно-консультационный комитет Совета по сохранению исторического центра при губернаторе. Требования контроля могут быть различны, вплоть до альтернативного обследования.
Мы убеждены, в законе "О сохранении исторического центра" должно быть четко прописано: "Ликвидация аварийных ситуаций только за счет бюджета города", "Любые перепланировки — только с разрешения пользователей". Если у вас есть квартира, она вас устраивает, но в ней нет ванны, или она не соответствует санитарным, пожарным, любым другим нормам, это ваше дело, ваши проблемы. Хотите сохранить квартиру такой, пускай она такая и будет».
В рамках программы реновации советские «диссонирующие» здания внутри кварталов планируется снести. «Во-первых, никакими стандартами и нормативными документами аварийность не является основанием к сносу объекта, — говорит сотрудник ЛенжилНИИпроекта Юрий Викторов. — Во-вторых, чтобы здание достигло аварийного состояния и обрушилось — достичь такого состояния практически невозможно. Возможно обрушение отдельных частей, карнизов, балконов и так далее. Применять категорию аварийности ко всему зданию нельзя. В-третьих, историческое здание — это здание очень большой прочности, долговечности и надежности. Единственное, чего оно боится — это работ рядом с ним и работ под ним. Прежде чем такие предложения будут рассматриваться, любые направления на освоение подземного пространства должны пройти опытное апробирование где-то на полигонах».