Город

Чиновники Кронштадта мечтают видеть город креативным, а жителям просто нужна хорошая работа

«Застывший город» предлагают превратить в центр религиозного туризма; позвать сюда креативный класс и рыбаков; проложить веломаршруты. Местные жители идеи воспринимают скептически: у них свои проблемы, не декоративные. Если пришлым хипстерам в Кронштадте негде выпить кофе, то коренным потомкам военных негде работать за достойные деньги.

«Здесь негде красиво выпить чашку кофе!», — молодые урбанисты, приехавшие на остров Котлин на конференцию «POST.City» о будущем Кронштадта, сразу обращают внимание на отсутствие «юзабилити», комфорта в использовании городской среды. Потом начинают критиковать центральную библиотеку, в которой проходит мероприятие — такую же, как большинство петербургских «районок» (за исключением «Гоголевки»): барельефный Сократ под потолком; стулья расставлены, как на пленуме ЦК КПСС. Вдобавок Wi-Fi постоянно падает.

Тут же звучат предложения: все культурные заведения Кронштадта оснастить доступным интернетом. В Адмиралтействе устроить коворкинг. И главное: организовать кофе в общественных пространствах.

Если нет

На большом экране участники конференции видят фото-коллаж: сияющий Морской собор, а вокруг — горы мусора и облезлые заброшенные строения. По задумке представителей исследовательского проекта Kronshtadt vision 2040 (осуществляется студентами и преподавателями на базе университета ИТМО), так будет выглядеть Кронштадт, если оставить всё как есть.

Если построить элитный коттеджный поселок в западной части острова, получится закрытый анклав. Построить дешевые дома-«муравейники» — появится мигрантское гетто. Заброшенные строения вовремя не отремонтируют — и они потеряют охранный статус ЮНЕСКО. Морской завод не войдет в ОСК (Объединенную судостроительную корпорацию) — и у города не будет промышленного роста. Правда, замдиректора НИУ ВШЭ в Петербурге Валерий Гордин говорит: масштабы производства на Морском заводе таковы, что он в любом случае не сможет стать драйвером экономического развития города.

«Кронштадт — застывший город. Здесь все как перед мятежом», — емко охарактеризовал район Петербурга архитектор Михаил Мамошин.

Если да

Участники конференции предлагают несколько вариантов развития Котлина. Один из сценариев — креативный остров: организовать арт-центр; тот же коворкинг (пространство для работы, как правило, связанной с интернетом) — и тогда часть из тех семи тысяч кронштадцев, которые ежедневно ездят на работу в Петербург, сможет оставаться «по эту сторону дамбы».

Еще вариант — сделать акцент на развитии малого бизнеса: ремесло, фермерство, IT, различные мелкие сервисы. То же огородничество, занимающее 6-7% городской ткани: можно было бы переориентировать кронштадцев с выращивания помидоров чисто для себя на микроскопический, но бизнес.

Из других предложений:

- модернизировать аэродром «Бычье поле» (идея руководителя «ЭКОМ» Александра Карпова нашла горячий отклик среди обычных кронштадтцев, но не понравилась гостям конференции);

- создать сервис, который позволял бы людям, которые любят и знают Кронштадт, самостоятельно записывать экскурсии и выкладывать их на некую единую платформу;

- проложить экскурсионные веломаршруты (не исключено, что они появятся уже к лету 2014 года);

- организовать рыбацкую деревню, в которой проходили бы фермерские фестивали; а рыбаки со всего города могли бы ловить корюшку;

- летом превращать Кронштадт в подобие Новой Голландии, которая как раз уходит на реконструкцию. Проводить на Котлине такие мероприятия, как Geek Picnic (фестиваль, посвященный современным технологиям);

- создать двухмодальную систему транспортировки в Кронштадт гостей: по дамбе нельзя ехать на велосипеде, поэтому можно было бы приезжать на машине, оставлять ее на парковке, а по городу передвигаться на двух колесах;

- зимой устраивать каток прямо на Финском заливе;

- развивать экстремальный туризм: вейкбординг, клаймбинг и прочее.

А Валерий Гордин предложил сделать акцент на религиозном туризме. Который, впрочем, благодаря богато отреставрированному Морскому собору развивается уже сейчас. «Достаточно простой пиар-кампании, хотя бы для Петербурга. Морской собор — хороший повод приехать в Кронштадт. Гарантирую вереницы машин и толпы народа», — говорит эксперт.

Люди

Люди, которые бывали в Кронштадте один-два раза, ассоциируют город с Морским собором и дамбой. Сами кронштадтцы, описывая город, используют эпитеты «чистый, духовный, спокойный, закрытый, военный». Таковы данные соцопросов участников Kronshtadt vision 2040.

Немногочисленные кронштадтцы, пришедшие на конференцию, слушая про «креативность», «аттракции», «коворкинги», «ивенты» и «клаймбинг», начинали ёрзать на стульях. «Оставьте природу в покое!», — с негодованием отметали они робкие предложения сделать местные болота чуть более привлекательными для людей. «Знаем мы ваши рейвы на фортах: после них шприцы, а то и тела находили», — парировали аборигены реплики об организации фестивалей в необычных местах.

«Не понимаю: почему не пригласили военных, тут же на треть всё их?», — высказал корреспонденту «МР» свое недоумение представитель Музея истории Кронштадта Николай Комаров. И начал перечислять реальные проблемы жителей: нехватка детских садов и школ, отсутствие необходимого числа рабочих мест в самом Кронштадте и т.д. и т.п. 

«Нужен новый менталитет — более гостеприимный, — высказался декан факультета туризма и сервиса Балтийской академии туризма и предпринимательства Евгений Иванов. — Если администрация собирается позиционировать Кронштадт как туристический центр, надо начинать идеологическую работу среди жителей».