Истории

«Мой район» выяснил, можно ли избавить город от транспортных заторов

«Движение затруднено», «пробки 8-9 баллов». Карта Питера на популярном сервисе Яндекс-пробки разве что днем субботы и воскресенья не пугает красными линиями заторов. По будням же в транспортной блокаде весь центр, набережные и мосты, столпотворение машин на выезде из каждого района, скорость потока не выше 5-7 км/ч. Если запросить у Яндекса прогноз на любой будний день недели, ничего не меняется - тот же этюд в багровых тонах: Черная речка, Каменноостровский, Лесной, Кушелевка, Пискаревка, Ленинский, Софийская… Любое перемещение по городу в наземном транспорте - общественном или личном, полуторачасовая мука: столько тратит в среднем каждый горожанин, чтобы выбраться из дома и вернуться с работы.

«Проныры»

О транспортных перипетиях Петербурга разговорились с таксистом Егором у Черной речки. Понедельник. 8:45. Торжковская, Савушкина, набережные во все стороны – цепь  стоп-сигналов. На перекрестке столпотворение. Трамвай при попытке повернуть с ул. Савушкина к гостинице «Выборгская» уткнулся в поток не успевших проехать к Ушаковскому мосту. Впрочем, и дальше проезда нет: поперек дороги череда машин и автобусов, попавших в плен при левом повороте с моста через Черную речку.

- Вот тебе и причина пробок. Прут, куда глаза глядят, авось, проскочу на мигающий «зеленый». А в итоге – никто, никуда не едет. И так по всему городу. Вот бы где гаишникам стоять. На этих «пронырах» озолотились бы. А еще смотри, как светофоры работают. Столько разговоров было о постоянных зеленых стрелках поворота направо, тут им самое место. Ширины проезжей части вполне хватает, чтобы поток с Савушкина постоянно уходил на Ушаковский мост, да и с  набережной Черной речки вполне можно постоянно ехать направо к Торжковской. А что маршрутки творят? Заняли всю полосу у метро. Мало того, что никакого заездного кармана у остановки нет, так еще отстаиваются здесь, на конечной. Что бы им на противоположной стороне улице стоянку не сделать? Никаких денег не надо, чтобы маломальский порядок навести на дороге. Ты там спроси, о чем они там в Смольном только думают!

Коммунизм подкрался незаметно

«Фундаментальное решение проблемы пробок лежит в плоскости градостроительного планирования и прогнозирования, - считает Рубен Тертерян, генеральный директор Центра транспортного планирования Петербурга. -  То, что мы сейчас имеем, страны Европы прошли еще раньше, в 70-80-е годы, Америка где-то в 30-40-е, когда столкнулись с повышением спроса на перемещение по улицам на моторизованных средствах с техническими параметрами этих улиц, способностью пропустить транспортный поток.   В 1970-1980-е годы, когда разрабатывались градостроительные планы Петербурга, никто не предполагал, что будет такое количество транспорта. Тогда были нормативы 150-250 автомобилей на 1000 жителей, причем верхняя планка считалось уже уровнем жизни при коммунизме».

Сейчас, по данным ГИБДД Петербурга, в городе порядка 300 автомобилей на 1000 жителей. И это не предел. Россия еще не достигла пикового уровня автомобилизации населения развитых стран: это 400-450 машин на 1000 жителей. «Пропускная способность улично-дорожной сети исчерпана. Улицы Петербурга не рассчитаны на современную интенсивность транспорта и дальше будет только хуже», - дает прогноз Олег Дмитриев, начальник отдела дорожной инспекции УГИБДД по СПб и Ленобласти.

«Прежние градостроительные прогнозы некорректно называть ошибочными, они были адекватны экономической модели и системе управления транспортным спросом. Но в этих расчетах главная причина сегодняшнего транспортного коллапса на улицах Петербурга, - полагает Рубен Тертерян. – Прибавьте исторические особенности Петербурга. Это не только сложившаяся застройка, кварталы-памятники, зыбкие грунты и множество естественных преград – рек и каналов.  Территория города изрезана линиями железных дорог. Петербург – крупнейший транспортно-логистический узел Северо-Запада, через город проходит до 270 млн тонн грузов в год. Железнодорожные пути идут по всей территории Петербурга, рассекая его районы. Это существенная помеха для развития улично-дорожной сети».

«Кочевники»

 Есть и еще одна, не менее глобальная, и, как отмечает Рубен Тертерян «рукотворная» причина петербургских пробок.

«В нулевые была разрушена советская система размещения мест приложения труда,  был нарушен баланс спальных и рабочих районов - суть территориального планирования, чтобы люди работали недалеко от дома и могли пользоваться общественным транспортом при поездках на работу. По такому принципу и строился Ленинград: завод на окраине (Кировский, например), рядом с ним жилые массивы и ветка метро. С учетом организации транспортных потоков «разносился» и график работы организаций и учреждений, кто-то с 7:00, кто-то с 10:00.

Эта модель, где живешь, там и работаешь, была полностью разрушена.

Кроме того, в советские годы считалось, что поездки в центр гражданин совершает, прежде всего, с культурно-бытовыми целями: в театры, музеи - и только в выходные.  Сейчас на эти цели наложились еще и поездки на работу. В историческом центре города, в четырех районах – Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском – сосредоточено более половины всех рабочих мест Петербурга. Отсюда пробки по направлению центра города в утренние часы, когда все едут на работу, и из центра – после окончания рабочего дня».

Кто так строит?

«Сейчас в Петербурге достигнут пик интенсивности движения. И с этим ничего не поделать, пока не будет построено что-то альтернативное, - считает Олег Дмитриев. - Если пересекаются две магистрали, имеющие соизмеримую, близкую к критической интенсивность потока, выход - делать в разных уровнях развязки, убирать точку конфликта, чтобы никто никого не ждал. Но развязки нельзя строить бездумно. Надо понимать, куда приедет транспорт, который мы пропустили».

Дмитриев сходу назвал пару примеров бездарной траты бюджетных денег на «развитие» улично-дорожной сети немало.

Реконструкция Пискаревского проспекта. Потратили миллионы на путепровод от КАД, а перекресток к проспектом Непокоренных остался регулируемым. «То есть мы быстренько проехали по широченной «Пискаревке» и уперлись в пр. Непокоренных: схлестнулось два потока. Спустя десятилетие пришли к тому, что необходимо продлять путепровод, уводить его за перекресток, хотя можно было сделать сразу – уменьшить уклон и перепрыгнуть пр. Непокоренных в металле. Даже если без развязки, только «перепрыгнуть», проблемы бы не было».

Коломяжский путепровод в Новой Деревне. «Замечательно вложили деньги, теперь на железнодорожном переезде пробок нет, но транспорт стоит на Коломяжском пр. и пр. Испытателей. По интенсивности движения они соизмеримы, плюс еще пешеходы. На площади у ст. метро «Пионерская» нет подземных пешеходных переходов. В итоге – новый затор.

Повторюсь, решая проблему на каком-то локальном перекрестке, надо понимать, куда люди приедут. Иначе мы плодим «кочующие пробки»: стояли в одном месте, теперь постоим в другом. Бесполезно что-либо делать локально».

Деньги и технологии

Рубен Тертерян, полагает, что экстенсивный способ решения проблем пробок -  строительство новой улично-дорожной сети, - путь в никуда. «Строить надо: в том числе развязки, пробивать новые выезды из районов. Но ни у одного города нет финансовых возможностей поспевать за растущим спросом на дороги. Больше 30 млрд в год на эти цели никогда не выделялось, сейчас в лучшем случае 15-20. И этого все равно не хватит».

 По мнению Рубена Тертеряна, проблему пробок можно решать двумя способами: вводить автоматизированные системы управления (АСУДД) дорожным движением и ограничивать въезд в центр города.

«АСУДД – это «умные» светофоры, способные в автоматическом режиме отслеживать интенсивность потока и, в зависимости, от загруженности полос, давать приоритеты в движении, обеспечивать «зеленую» волну», регулировать фазы постоянного правого маневра. Это позволит на 10-15% снизить нагрузку на улично-дорожную сеть».

Сейчас таких светофорных постов, с современными адаптивными контролерами, в Петербурге немного. Датчиками интенсивности потока обеспечены Невский, Суворовский и Московский проспекты, Пискаревский проспект, Выборгское шоссе, магистральная сеть улиц Петроградского и Василеостровского районов, еще ряд магистральных улиц. Но в городе порядка 1400 регулируемых перекрестков, большая часть светофоров – требует модернизации

«Опыт европейских стран показывает, что самое действенное средство от пробок – это ограничение спроса на поездки в центральные районы города, - продолжает Рубен Тертерян. – Во-первых, это введение платы за парковочное пространство на улично-дорожной сети, которое позволяет на 20% снижать транспортную нагрузку. Во-вторых, самый жесткий путь, платное пользование дорогами, платный въезд. Он гарантирует, что поток транспорта станет еще процентов на 20-25 меньше».

И все же панацеи от пробок, по мнению Рубена Тертеряна, нет. «Все прямолинейные способы: новые дороги, АСУДД, экономические рычаги - рано или поздно снижают свою эффективность. Это как лекарство, к которым привыкает больной, и они перестают действовать. Надо искать что-то иное. Только комбинируя разные меры в каждом конкретном районе города можно стабилизировать транспортную ситуацию».

Мнение

Гаишнику на дороге не место

Олег Дмитриев, начальник отдела дорожной инспекции УГИБДД по СПб и Ленобласти:

«С точки зрения ГАИ, заторовые ситуации – не есть плохо для безопасности дорожного движения. Стоит поток и замечательно, пусть стоит. ГАИ занимается организацией дорожного движения в городе только с точки зрения правильности применения и расстановки дорожных знаков, разметки. Инспектор на дороге – это что-то из ряда вон выходящее: авария или не работает светофор. На ГИБДД возложен только контроль и надзор за безопасностью дорожного движения. 

Увы, сейчас административная ответственность  позволяет фактически безнаказанно нарушать Правила дорожного движения. Пока нарушение ПДД не станет человеку накладным, до тех мы будем иметь эту проблему – превышение скорости, стремление проскочить перекресток на мигающий «зеленый».

Ежедневно в Петербурге в объективы видеокамер системы автоматической фиксации ПДД попадают тысячи (!) водителей, превышающих разрешенную скорость. Если настроить камеры на фиксацию нарушений правил проезда перекрестков – будут уже десятки тысяч фактов. Наверное, есть компьютеры, способные обработать такой массив информации. Но что толку? Это не останавливает людей. Нужно в разы повышать штрафные санкции за нарушение ПДД. Чтобы человек, совершая правонарушение, понимал всю меру ответственности. Это спасет многие жизни и существенно упорядочит движение транспорта. Пробок станет меньше».

Факт

Вперед по «встречке»

Каждый водитель в часы-пик замечал, что по утрам все полосы запружены по направлению в центр города, а встречная полоса пуста. Так же и вечером: забиты под завязку все ряды на выезд из центра, в обратном направлении – полная свобода для передвижения. Резонный вопрос: почему нельзя организовать реверсивное движение?

Ответ Рубена Тертеряна обескуражил:

«У нас уровень водительской дисциплины крайне низок, о чем говорят аварийность, высокий уровень травматизма в ДТП. В Петербурге еще несколько лет назад каждая четвертая авария была связана с выездом на встречную полосу, поэтому было принято решение по всем магистралям городского значения не просто разделять полосы двойной линией разметки, но и сделать барьерное ограждение. Это было реализовано. Много жизней спасли. Но конструкция дорог теперь не везде позволяет организовать реверсивное движение».

Справка

Где будут новые дороги и развязки*

ТОП-15

1.     Южный берег Обводного канала от Глухоозерского шоссе до пр. Обуховской Обороны с мостом через ковш Обводного канала и развязкой с пр. Обуховской Обороны;

2.     Софийская ул.: от ул. Салова до Волковского пр. с путепроводами на пересечении ж.д. и до Московского шоссе (до начала промзоны «Металлстрой»);

3.     от пр. Стачек до пр. Энергетиков с мостом через Неву в створе Большого Смоленского пр. - ул.Коллонтай;

4.     мост через Неву между Арсенальной улицей и Пискаревским проспектом;

5.     наб. Макарова от 2-й линии В.О. до Адмиральского пр. и ЗСД (через о. Северный и мостом через р. Смоленку);

6.     магистральный проезд по Песочной наб., наб.Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский о-в по мосту р.М.Неву в районе о.Северный, реконструкция Лазаревского моста;

7.     ул. Димитрова от Белградской ул. до ул. Орджоникидзе, путепровод через Витебскую ж.-д. линию и транспортной развязкой на пересечении с Белградской ул.;

8.     путепровод на пересечении Бассейной ул. с ж.д. путями Витебского направления;

9.     развязки на пересечении Пискаревского пр. и пр. Непокоренных Проектирование и пр.Непокоренных с Гражданским пр.;

10.Кондратьевский пр. от пр. Мечникова до пр. Непокоренных с путепроводом через ж.д. Кушелевка – Пискаревка;

11.пр. Маршала Блюхера от пр. Энергетиков до Индустриального пр. и путепровод на пересечении с ж.д. Приозерского направления; развязка на пересечении пр. Маршала Блюхера с Кушелевской дор.;

12.Суздальский пр. от Выборгского шоссе до ул. Парашютной с путепроводом на пересечении с ж.д. Выборгского направления;

13.Туристская ул. от Школьной ул. до Мебельной ул. с путепроводом на пересечении с ж.д. Сестрорецкого направления;

14.пр. Народного Ополчения от ул. Летчика Пилютова до Гостилицкого шоссе;

15.развязка на пересечении пр. Маршала Жукова с Ленинским пр.

*Источник: постановление правительства СПб «О совершенствовании и развитии дорожного хозяйства Санкт-Петербурга до 2015 года». 

share
print