Новости

Путин сделает молодежь патриотичной, но ее может стошнить

Владимир Путин предлагает чаще использовать государственные символы России. Он внес в Госдуму законопроект, который обязывает все школы, в том числе частные, вывешивать флаг и ставить гимн перед уроками в дни государственных праздников. Триколор и двуглавый орел станут обязательным при открытии памятников, при открытии и закрытии торжественных мероприятий. Эту инициативу поддерживает политолог Дмитрий Орешкин, против историк и журналист Даниил Коцюбинский.

По мнению Владимира Путина, более широкое использование государственных символов в учебных заведениях будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи. Согласно опросу ВЦИОМа, цвета российского флага знают 96% граждан, а вот расставить полосы триколора по порядку удалось лишь 70% опрошенных.

Политолог Дмитрий Орешкин: «Путин формирует новую политическую, гражданскую нацию. Она отличается от этнической нации тем, что все граждане равны перед российскими законами. Меня тоже раздражает пафос официальных мероприятий, необходимость слушать гимн, написанный человеком (Сергеем Михалковым – прим. ред.), до этого написавшим еще два гимна под других правителей. Критиковать это дело легко, патриотизм – это не для особо утонченных критиков режима, а для массового потребления. Школьники, в том числе из Кабардино-Балкарии, Чечни, Калмыкии должны знать, что они граждане России, и как выглядит российский флаг. Следующий шаг: они будут знать конституцию и права, которые ей дарованы. Им не самоочевидно, что они граждане Российской Федерации. Это житель Москвы или Петербурга сетует: «Что нам плешь проедают великодержавными символами?!» – не один ты такой на свете живешь!

Патриотизм – это не для особо утонченных критиков режима, а для массового потребления.

В этом смысле Путин не делает ничего, что отличается от патриотической политики Соединенных Штатов. У них есть официальная брошюрка: как надо слушать национальный гимн, уважать национальный флаг. Там все очень подробно расписано: правую ладонь приложить в область сердца, звездно-полосатый флаг повесить выше флага штата. Это несколько глуповатый, как и все патриотическое, но необходимый ритуал. Многие эмигранты из СССР с иронией относятся к привычке американцев с утра пораньше поднимать над своим домом национальный флаг и дарить его всем соседям-приезжим. Но это часть их политической культуры. Это вызывает иронию, но уважение тоже. Я бы хотел, чтобы такое было в России».

Историк и журналист Даниил Коцюбинский: «Я помню времена, когда гимны, флаги, политинформация, октябрятства, комсомолы сочились повсеместно из всех щелей. Мы это возненавидели и свергли. Мое поколение пичкали пропагандой в брежневское время, оно же участвовало в событиях перестройки. Если власти хотят снова зайти в эту реку, хотят, чтобы молодежь как можно быстрее стошнило от их идеологии, – пожалуйста, они идут в правильном направлении. У меня это ничего, кроме брезгливости, не вызывает. Никакой опасности в этом нет. Другое дело, что это символ общего наступления власти на права и свободы граждан. Мы живем в эпоху управляемого нацизма, подгламуренного тоталитарного режима. Провоцирование внутрисоциальных конфликтов, полицейские наезды на общество – это тревожно, опасно и чревато кровью. История с флагами и гимном – лишь отдельный эпизод общей картины.

Власти хотят, чтобы молодежь как можно быстрее стошнило от их идеологии, – пожалуйста, они идут в правильном направлении.

В Соединенных Штатах, в отличие от путинской России, президент не заставляет любить национальные символы. Американцы хотят – выставляют флаги. Хотят – не выставляют или стирают их стиральным порошком напротив Белого дома, как это делал актер и певец Дин Рид. Его никто за это не посадил.

Опросам об отношении граждан к государственной символике доверять нельзя. Потому что в авторитарном государстве нет настоящего общества. Им легко манипулировать в отсутствие свободной информации. Завтра запустят другую идеологему, общество ее подхватит. Послезавтра упразднят цензуру, рухнут и данные соцопросов. Если большинство наших граждан начать предметно спрашивать, они буквально через 15 минут согласятся с тем, что я сказал».