Истории

Исповедь работающей пенсионерки

На пенсию я вышла в 2002 году. Как раз тогда случилась пенсионная реформа. Работала я в то время интервьюером в крупной уважаемой фирме ( здесь и далее во избежание рекламы и антирекламы название организаций я называть не буду ). Оформлена была по договору, считалась внештатным сотрудником, естественно, без трудовой книжки. Я очень волновалась, как мне будут начислять пенсию.

Но выяснилось, что теперь важен страховой стаж, а пенсионные отчисления работодатель делал, хотя…и не всегда корректно. И мне начислили «огромную» пенсию – аж в 2000. (Из-за реформы совсем не учитывали заработки за 2001 год).
А зарплата была, естественно, сдельная, - получалось разом густо, разом пусто. Причём, это вовсе не зависело от интенсивности моей работы. Я проводила опросы – квартирные (в основном), а также уличные, телефонные (их я не любила, брала редко), аудит в магазинах, подсчёт пассажиропотоков в электричках и т. д.  Политические и  маркетинговые. Деньги за весь массив перечисляли заказчики, и они не всегда это делали оперативно. Можно было получить заработок  за недавнюю работу раньше, чем за очень давно сделанную. И в конце концов  наступил момент, когда свою зарплату приходилось месяцами ждать, как милостыню.

Кроме задержек зарплаты, были и другие тяжёлые моменты. Становилось с каждым годом всё труднее попадать в квартиры. Если в годы перестройки люди охотно открывали дверь, то потом всё крепче запирались подъезды, и всё агрессивнее становились респонденты. Раз пять «бдительные граждане» сдавали меня в милицию (полицию), это стоило нескольких часов потерянного времени, севшего счёта на мобильнике, и огромного количества потраченных нервов. Два раза у меня крали удостоверение. И привлечь за хулиганство никого не удалось. Один раз это вылилось в несколько бесполезных походов в милицию, а второй я и не обращалась, т.к. дело было в Выборге.

Разумеется, никакой защиты у человека, выполняющего свои служебные обязанности, в этом случае нет. В общем, проработав интервьюером 16 лет, я решила сменить род деятельности.

И …началось хождение по мукам.

Вначале я клюнула на объявление, найденное на двери собственной парадной. Риэлтерская компания приглашала на работу без возрастных ограничений. Меня сразу поставили на аренду. Но, кроме того, попросили за небольшую плату клеить объявления коллег. Если по моему объявлению выйдет сделка, мне обещали процент. (Сделки по купле-продаже делало исключительно начальство.) Но почему-то все сделки у них получались «по другим источникам». Вешала я и свои объявления. И мне звонили. Да беда в том, что если клиент хочет снять квартиру или комнату, их искать надо в базе, а она общая на все агентства! 

И по поводу одной и той же квартиры обращаются сразу несколько агентов. Кроме того, коробил расизм. Надо было писать: я сдаю/снимаю для русских…  И, если обращались иные клиенты, им нереально было найти жильё.  Мне удалось сдать одну квартиру. За 8000. Из них 4000 – в другое агентство (от которого шла квартира), 2 – в кассу своего агентства, мне – всего ¼. 2 раза меня просили довести до ума сделки коллег. И в одном случае заплатили половину обещанного  (500 р. вместо 1000), во втором обещали 500, а не заплатили ничего. Я знала, что начинающие риэлтеры долго сидят без денег, прежде, чем приходят заработки. Но выдержала только полгода.

И тогда я пошла в курьеры. Дело было под Новый год. И меня взяли на 2 недели. Это была служба доставки. Мне давали корреспонденцию в какой-то район (где на данный момент отсутствовал штатный сотрудник), и я ездила по этим адресам. Утром надо было брать работу в конторе (процесс занимал много времени), вечером возвращать отчётные документы (тоже долго).  Мною остались довольны, и на январь продлили контракт.

Но однажды, придя утром на работу, я узнала, что…работы нет. И следующие дни я звонила узнать, нужна ли я. Но работы почти никогда не было. Оказалось, что компания просто в какие-то периоды нуждается в дополнительной рабочей силе, а так им столько сотрудников и не нужно. В общем, на февраль контракт со мной уже не продлили.

Я нашла другую службу доставки. Здесь был оклад. Оклад маленький – 10000. (Причём,  во всех почтовых службах зарплата один раз в месяц – в середине следующего месяца). Но совсем без зарплаты и без работы хуже, и я устроилась к ним.  Количество отправлений в день на зарплату не влияло. А их могло быть и 2 и 25. Но, уж, если  2, то это могло быть 2 медвежьих угла в разных концах города. Всё бы ничего, но иногда машина из Москвы не приходила, корреспонденции не было вовсе. Значит, …выходной день. Не оплачиваемый! Т.е., на работу я приехала, подождала, а дальше – «отдыхайте».  В итоге, зарплата существенно снижалась. И, конечно, мне это надоело быстро.

Я снова устроилась в службу доставки. Тут расценки были таковы, что в месяц можно было заработать аж 2000-3000! А разносить корреспонденцию надо было по адресам конкретного почтового индекса. Мне их дали 3. Попадались и адреса «на деревню дедушке» (т.е. неполные или неправильные, но этим грешат все службы доставки без исключения). От такой зарплаты мне захотелось уйти сразу. Но меня почти сразу повысили. Назвали офис-курьером, и к моим копейкам добавили оклад в 5000. В мои обязанности входило ездить в разные районы – туда, где нужно срочно, а некого послать. Но всё равно получалось меньше десятки. И, кстати, разговаривая по телефону с потенциальными сотрудниками, эту работу они называли дурацким словом «подработка» (при том, что рабочий день полный, другой раз и  до очень позднего времени). А когда уволилась, зарплату дали без учёта моего «офисного» оклада.

Решила поработать курьером не в службе доставки.  ( В этих службах зарплаты везде копеечные). Нашла объявление: курьер, 20000. Позвонила. Да, пенсионеров берут. Пришла. Вчера курьера взяли. Но у нас есть другая ставка. Что-то вроде менеджера.  Под менеджером скрывается очень много самых разных функций. Обтекаемая должность!

Фирма оказалась каким-то благотворительным фондом, выклянчивающим спонсорскую помощь в организациях для приглашения театральных коллективов в детские дома. Дело, вроде бы, благородное. Но методы!.. Когда я на следующий день пришла на стажировку, и услышала знакомые шаги, ступени и спичи… Когда методом тыка звонили в организации, звали директора, заявляя секретарше, что директор ждёт этого звонка, подскажите № его мобильного, он у меня есть, но я свой телефон забыл в аэропорту… Я не стала даже и пытаться там работать.
И снова пошла курьером. Развозить работу надо было партнёрам  по бизнесу, и зарплата получалась неплохая. Но… Подводные рифы есть везде. Утром надо было или приехать в офис, или отвезти взятую накануне работу, или забрать у партнёров и привезти в офис. Адресов бывало разное количество. Но концы большие. Мне в течении рабочего дня могли позвонить и послать в новый адрес. Или – назад вернуться, или, напротив, очень далеко поехать. Но всё бы ничего. Я город знаю хорошо, ориентируюсь. Утомляло другое. Чуть не каждые пять минут звонки с вопросом :Вы где? Бесконечное: Скорей, быстрей!

Без учёта поиска подходящего транспорта, ожидания этого транспорта, пробок на дорогах, длинных переходов в промзоне… В конце концов, необходимости перекусить в течении дня.

По возвращении в офис давали новое задание. А это был уже вечер. Т.е. работа фактически заканчивалась  в восемь- десять вечера. А начиналась иногда и в восемь утра. Ну, в лучшем случае, я выходила из дому в 09.00.

В таком режиме работать долго невозможно. И понятно, почему при приличной зарплате в фирме огромная текучка кадров. А хуже всего, что работодатель очень грубо разговаривает с сотрудниками. Как с рабами. 

share
print