Истории

В Петербурге водителей-мигрантов заменили провинциалы, которые не знают город

В России вступил в силу 92-й федеральный закон, регулирующий новые правила обучения водителей. В частности, в российские компании запрещено принимать шоферов с иностранными правами. Те кто уже работают там, обязаны переучиться: сдать теоретический экзамен на категорию D. Еще никогда петербургским транспортным предприятиям не грозил такой коллапс.

Автобус 191-го маршрута был забит, но каждые пять минут через толпу к кабине проталкивался кондуктор и кричал водителю: вот здесь прими влево, на Гончарную не едь! Еще через десять минут: а сейчас нам надо на мост, не сворачивай! Пассажиры посмеивались: как можно не знать маршрута по Невскому проспекту: чай, не спальник, где все улицы похожи друг на друга… Вот так дает о себе знать кадровый голод, который случился разом в нескольких автопарках после вступления в силу нового закона. Пока гастарбайтеры проходят переобучение, их заменяют русскими, которые, увы, с городом еще не знакомы.

«Я привык здесь ездить, - рассказал водитель зеленогорского автобуса по имени Бахтияр. – И я всегда жду пассажира, если вижу, что кто-то не успевает». 4 ноября он вел свой автобус в последний раз. В автопарке пока не сказали, как с ним поступят: отправят на учебу или предложат искать другое место. В любом случае, живет он в области, а сдавать экзамен придется в городе.

А водитель 350-го автобуса сообщил, что его пугали возможным увольнением еще с лета. Потом сказали: придется поучиться и даже дали какое-то пособие. Все были в подвешенном состоянии, кто-то даже отменил отпуск на родину. «То есть у человека все равно истекал срок в три месяца, в течение которого он может находиться в России без разрешения. Он хотел уехать к своим в Наманган. А ему говорят: подожди, скоро пошлем тебя на переобучение. Он ждал-ждал, а его все не посылали. Но вообще у наших есть на этот случай свой канал: они едут в Белоруссию и обратно, и после въезда три месяца начинают считаться заново. Но на родину хотелось больше».

Но отправка на обучение затянулась, рассказал заместитель директора компании «Третий парк» Михаил Богданов. Напомним, что закон, запрещающий иностранцам работать водителями в Петербурге без соответствующего сертификата об образовании, был разработан еще весной. Июльское ДТП в Подмосковье, когда водитель-иностранец смял своим грузовиком автобус, только подстегнуло этот назревший вопрос – заставило разработчиков и президента ускорить его вступление в силу. Закон оказался катастрофически сырым, что тут же испытали на себе транспортные коммерсанты. Но они уверяют, что пассажиры ничего не почувствуют.

Штраф для предприятий, выпустивших на линию водителя с иностранными правами, назначен в 50 тысяч рублей. Но это не значит, что в бюджет уже потекли первые денежки за каждого выловленного шахид-таксиста. Раньше, чем 14 мая штрафовать никого не будут.

«В городе около 3000 водителей-гастарбайтеров, - рассказала Евгения Титова, пресс-секретарь Бюро транспортной информации. Это примерно 25-30 процентов от общего количества. Насколько мне известно, всех директоров транспортных компаний только 15 октября пригласили в ГИБДД и разъяснили им, как следует поступать с водителями-мигрантами. Сначала создать списки, направить их в УФМС, чтоб миграционная служба отсеяла тех, кто находится тут незаконно. Потом списки направляются в ГИБДД, формируется график сдачи экзамена. Теоретического. Первая партия «курсантов» сдала его в минувшую пятницу. Правда, были и завалившие. МРЭО ГИБДД тоже работает сверх графика. Сложность в том, что никакие новые права мигрантам не выдаются, только справка об успешной сдаче. Потому что никто так и не решил, как эти права должны выглядеть.»

По словам Евгении Титовой, изначально планировалось, что новое правило – об обязательном владении российскими водительскими правами – вступит в силу 14 мая, спустя год после подписания закона. Но закон был прописан очень криво, его можно было по-разному трактовать. Возникла путаница: к каким абзацам относится строчка «вступает в силу через год после опубликования», а к каким не относится. Ведь 92-й ФЗ охватывал сразу несколько нововведений, в частности, новые водительские категории и возможность сдавать экзамен на машинах с АКПП. В конце концов появилась четкая дата – 14 мая, но транспортные компании перестраховались и решили пока не пускать за руль водителей с нерусскими правами. «Ну если им убедительно разъяснили в ГИБДД, как надо действовать, разве они смогут ослушаться?»

Известно, кстати, что в Петербурге недобор водителей: 3,5 – 4 тысячи человек. Ежегодно автошколы выпускают по 700 новых водителей автобусов: то есть, даже если водители перестанут увольняться, пять лет уйдет на то, чтобы заполнить кабины. Почему-то автотранспортные предприятия не спешат субсидировать обучение, а кандидаты в водители не желают платить по 60-80 тысяч, чтобы их выучили на эту категорию. Наверное, потому что профессия потеряла престиж с приходом в нее иммигрантов.

Чемпионом по количеству иностранных водителей по-прежнему является «Питеравто» - 50 процентов. В «Пассажиравтотрансе» - 5 процентов, в «Третьем парке» - 40.

«Мы приняли меры, - пояснил Михаил Богданов, замдиректора «Третьего парка», - а иначе 5 ноября на линию не вышло бы 800 автобусов. У нас 1627 водителей – неграждан России, по два на каждую машину… А всего в городе 11 с половиной тысяч водителей, которым потребуется это разрешение на работу. Всех этих людей, как и их начальство, загнали в угол и велели с сегодняшнего дня поменять, так сказать, ботинки, не заботясь о том, купили они их или нет. Хорошо еще, мы плотно работали с ГИБДД, наладили механизм сдачи экзамена и успели к часу икс. И миграционный контроль все наши водители прошли заранее. Но последние полгода были просто сумасшедшими. Закон был подписан 7 мая, первое наше письмо с просьбами: придержать, разъяснить, помочь было написано 28 мая. Куда мы только не писали: в ГУВД, комитет по транспорту, в Москву в аппарат правительства, откуда нам, кстати, не ответили. И только 29 сентября получили своеобразный ответ: в регионы разослали письмо, где описывался порядок новой выдачи прав. До этого все дяденьки в ГИБДД говорили, что у них нет приказов и прочих руководящих документов, и они не знают, что с  нами делать.»

Другие компании оказались в еще более жестком цейтноте. Немудрено, если у транспортных компаний начнется жесткая конкуренция за работников, их, уже получивших новые права, начнут переманивать друг у друга. Второй вариант – на работу притянут водителей из регионов, если они согласятся жить в крайне стесненных условиях.

share
print