Истории

Инструкция: все, что надо знать автомобилисту про новый регламент ГИБДД

Сегодня, 15 октября, вступает в силу новый Административный регламент исполнения госуслуги по регистрации транспортных средств. Он упростит сделки по купле-продаже автомобилей, а главное – сделает бессмысленным бизнес номерных воришек. Сделав подарок автомобилистам, думские депутаты тут же обеспечили обывателям другую головную боль: «двойников», которые будут воровать автономера для неких темных целей.

С введением регламента отпала необходимость снимать машину с учета перед продажей — теперь знаки «транзит» с последующей заменой на новые автономера получают только те машины, которые уедут в другую страну. Время ожидания в МРЭО сократится до 15 минут. Но главное — в компаниях, изготавливающих автомобильные номера, теперь можно получать дубликаты. Раньше такое тоже практиковалось, но лишь для тех, чьи номера истерлись или были повреждены. Сейчас не то что номера — машину предъявлять не обязательно. Это значит, что в случае кражи номеров владельцу машины не нужно будет проходить многодневный квест по перерегистрации, а просто явиться к изготовителям, которые сделают новый номер за десять минут.

Бизнес по хищению номеров в России развернулся в 2007. Петербург в последние годы просто лихорадило: номера крадут ежедневно. На руку преступникам играет то, что полиция их не ловит, а прокуратура пишет отписки — почему это преступление не является наказуемым. На самом деле, в других городах воров успешно приговаривают к колонии за вымогательство. Ведь номер снимают, чтобы потребовать с владельцев выкуп. Преступники пользовались тем, что для получения новых номеров требовалось: получить справки в ГИБДД и полиции, которые подтверждали, что совершено преступление (а номер не был, к примеру, изъят полицейскими). Затем нужно было поставить машину на новый учет в МРЭО. Затем внести правки в техталон (или диагностическую карту) и страховой полис. И все поездки туда-сюда осуществлять на эвакуаторе, поскольку езда без номеров запрещена. С 15 октября подобные мучения ждут только тех автовладельцев, чьи машины зарегистрированы не в Петербурге, в том числе в другом государстве. Но и те, в принципе, могут подать заявление по месту регистрации. В любом случае, съездить в Москву, Минск или Ригу самому будет проще, чем гонять туда безномерную машину.

В Санкт-Петербурге изготовлением новых номеров занимается компания «Буборг».  Диспетчер сообщила, что уже 14 октября поступило несколько десятков звонков — то ли от несчастных автовладельцев, то ли от любопытствующих. Всех приглашают 15-го. Машину привозить необязательно. ПТС предъявлять — тоже, достаточно розового свидетельства. Записи нет, живая очередь. Время изготовления нового знака — 10-15 минут. Стоимость — 1200 рублей за экземпляр, то есть, если украли два, то 2400. А вымогатели, напомним, требуют 3000 рублей и больше.

Улицы Петербурга забиты автомобильным ширпотребом. Эксклюзивных машин довольно мало. В городе несколько тысяч «калин» серого цвета, красных «лачетти» и черных «фокусов». Соответственно, новый техрегламент — просто подарок для угонщика, которому нужно не только угнать авто, но и дать возможность покупателю легально на нем ездить.

Об автомобилях-двойниках мы обычно вспоминаем, когда эти машины влипают в истории. Простейший сценарий: некое лицо, например, полицейский, судья, зампрокурора (история знает все три случая) приобретает машину у угонщика за треть цены или за покровительство. Вешает на нее номера, соответствующие другой машине — аналогичной марки, модели, цвета. В истории полицейского Мирошкина это была Honda Accord. Итог — машина реально существует в базе, на ней можно ездить даже за границу. Подкапотные номера можно перебивать, а можно не заморачиваться. И старый владелец уже никогда не найдет своего «коня», потому что новый хозяин сможет продемонстрировать свои документы. Но все-таки такой процесс не стал массовым, потому что изготавливать фальшивые государственные регистрационные знаки было рискованно и трудоемко. А теперь даже этого делать не придется. Достаточно найти машину аналогичной модели и цвета, снять с нее номера — и перевесить на свою.

«Конечно, будет всплеск преступлений с подложными номерами, — отмечает член координационного совета организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. — Но насколько он будет велик, неясно. Да и проблему с воровством номеров нужно было как то останавливать».

Жулики помельче могут использовать номера с чужих машин для гонок по трассе (штрафная квитанция придет обладателю настоящего номера) или для визита на бензоколонку, где платить требуется уже после заправки. Заливаешь полный бак и уезжаешь восвояси, а владельцы потом смотрят видеозапись, срисовывают номер и пытаются отсудить деньги с добропорядочного автовладельца.

Частный детектив Алексей Трофимов, хорошо знакомый с проблемой угонов и двойников, ругает новое правило за непродуманность. «Когда у человека воруют паспорт, то при выдаче нового номер старого документа вносят в специальную базу. И тогда на старый паспорт уже нельзя оформить фирму, с ним нельзя провернуть сделку по продаже недвижимости… Я не видел нигде упоминаний, что для автономеров создадут такую же базу. Пожалуйста, можно ехать грабить банк с чужим номером, и хозяин не отмажется. Ну почему нельзя было сделать на новых номерах яркую букву Д — дубликат? Это решило бы все проблемы».

share
print