Новости

Рецензия: «Сталинград» Федора Бондарчука — штыковая атака на хороший вкус

«Сталинград» маркирован 12+, поэтому голую фотомодель Янину Студилину мы видим лишь со спины. Слово «срать» советские солдаты тоже употребляют лишь несколько раз - исключительно для исторической достоверности. Фильм Бондарчука не особенно жесток, не особенно кровав, не особенно даже кошмарен - так, тепленькое что-то на историческую тему.

Вначале перечисляют дюжину продюсеров, потом идет название, похожее на логотип компьютерной игры, актерский состав объявляют под занавес. Да, «Сталинград» — продюсерское кино, гораздо более продюсерское, чем голливудские блокбастеры. На которые Бондарчук ориентирован, но до которых ему как до звезд. Хотя в некоторой чисто американской мастеровитости ему не откажешь.

Режиссер развесил по стенам целый арсенал, и каждое ружье стреляет. Если один из солдат — бывший оперный певец, то он обязательно обнаружит разбитый рояль и споет под бомбежкой.  Если на берегу Волги стоят баки с горючим, то их обязательно подорвут, и бойцы в пылающих шинелях пойдут в штыковую атаку, а после мы увидим их изящно обгоревшие лица, прямо как в рекламе какого-то крема.

«В Советской стране придурков нет, в Советской стране есть душевнобольные», — говорит один обожженный солдат другому мрачно, но с надеждой глядя поверх руин. Увы, «Сталинград» сняли не придурки и не душевнобольные, а очень неглупые, расчетливые люди, поднаторевшие в рекламных роликах. Технически это добротное, немного мультяшное батальное полотно. Фактически — вялое зрелище в жанре «любовь на фоне войны». Эстетически — умеренная клюква. Примерно шесть из десяти по шкале Никиты Михалкова.  

В основе фабулы — классический эпизод обороны Сталинграда, когда группа советских бойцов два месяца удерживала разрушенное здание, положив огромное количество немцев. История дома Павлова — выгодный материал: можно снять эпически, про войну, но крупно, с лицами, с историями. Однако именно человеческих историй и не хватает в  «Сталинграде» — актерам нечего играть, все важное рассказывает закадровый голос Федора Бондарчука.

Его сразу хочется заткнуть. Тембр-то приятный, но несет какую-то чушь. «Судьбе в лице райуполномоченного было угодно отдать его...»  «Двадцать дней он бродил в обезумевшем человеческом месиве»...  Как будто текст писал бухгалтер, одержимый модернизмом. «Ее простреленную руку пришлось отнять. Хорошо, что она была левшой!» Нет, это не шутка Хармса. Это диалоги «Сталинграда» — невероятно пошлые и, кстати, не очень грамотные (попадаются обороты вроде  «преподнести урок»).  

30 млн долларов можно было потратить с умом. Раздать бедным. Снять 30 арт-хаусных фильмов. Сжечь весь мешок на Красной площади, наконец. Но деньги вбухали в «Сталинград», сэкономив на всем. Волгу сняли в Кронштадте, руины — в Колпино, павильонные съемки прошли на Ленфильме, сценарий написал сотрудник питерского НТВ Илья Тилькин, а переписал режиссер «Разбитых фонарей» Сергей Снежкин. Из соображений экономии «Сталинград» вышел очень ленинградским. Советские солдаты, стоящие насмерть за клочок Родины, тоже, в основном, питерские — под  руководством  москвича Петра Федорова, которого инопланетяне перебросили в 1942 год прямо из «Обитаемого острова».

К чести Бондарчука надо заметить, что он не стал снимать очередной патриотический фильм о славе русского оружия. Скорее уж, вышло о славе немецкого. Немцы получились куда выразительней — в основном, за счет прекрасной игры Томаса Кречманна. Его герой, благородный немецкий солдат, крупным планом осознает преступную природу войны, которая несет горе и защитникам, и захватчикам. Эта ужас какая оригинальная мысль проносится по его светлому челу под нежную, но суровую музыку, которая подчеркивает общепримиряющий пафос «Сталинграда». 

В титрах, как ни странно, указан Анджело Бадаламенти. Ну, что он тут забыл? Но если приглядеться к его фильмографии, то окажется, что картины Дэвида Линча — исключение из правил, а чаще всего великий итальянец пишет музыку ко всякому трэшу… Что ж, он не изменил себе и на этот раз.

Сталинград

Страна производства: Россия

Бюджет: 30 млн долларов

Режиссер: Федор Бондарчук

Авторы сценария: Илья Тилькин, Сергей Снежкин

В главных ролях: Петр Федоров, Томас Кречманн, Янина Студилина, Мария Смольникова и другие

 

Cталинград, трейлер

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 5 из 10

РЕЖИССУРА: 3 из 10

СЦЕНАРИЙ: 2 из 10