Новости

Рецензия: «Гравитация» — терапия смертью как лекарство от депрессии

Американские астронавты не унывают: пока героя Джорджа Клуни уносит в черное ничто, он балагурит, слушает кантри и радуется, что теперь-то его рекорд пребывания в открытом космосе никто не побьет. Да, «Гравитация» гонится за рекордами с яростью обреченного на смерть. И они побиты. Все.

Эпоха пластилиновых инопланетян и игрушечных ракет закончилась. Хорошее было время, но «Гравитация» Альфонсо Куарона так натуралистична, что падение «Протона-М» в прямом эфире «Вестей» кажется малобюджетной постановкой. Две трети происходящего в фильме смоделировано на компьютере, но вышло куда реальней реальности.  

Если у вас слабый желудок, не смотрите «Гравитацию». Вас обязательно стошнит — слишком уж головокружителен лучший фильм о космосе по версии Джеймса Кэмерона.    

На самом деле, это все венгры придумали. 30 лет назад Янош Кенде, любимый оператор Миклоша Янчо, снял пятнадцатиминутную сцену без использования монтажа. Фильм «Allegro Barbaro» оказался слишком хорош даже для фестивалей, его забыли. Зато сейчас создатели «Гравитации» рапортуют: 17 минут без единой монтажной склейки!

Оператор Эммануэль Любецки творит чудеса. Если у Кенде камера просто вертелась волчком, снимая бесконечный праздник революционной жизни, в «Гравитации» она ходит ходуном в трех измерениях. Казалось бы, на геостационарной орбите нечего снимать: колючие звезды, осколки космической станции и серп Земли с восходящим над ним Солнцем — холодным, далеким, маленьким. Но мнимый вакуум насыщен движением: все носится, взрывается, трепещет, а камера снимает это почти без пауз.   

Главный герой — не гравитация, а время. Оно тут почти реальное: фильм длится 90 минут, действие в кадре — едва ли в два раза дольше. Страсти двух космонавтов, оказавшихся в результате катастрофы на волосок от смерти, мучительно подробны. Это настоящий survival, хоть и без horror’a.  

Да, благодаря компьютерной графике и операторской работе  «Гравитация» могла бы стать лучшим фантастическим фильмом в истории. Но, конечно, не станет — слишком беден сценарий (Куарон писал его совместно с сыном), да и главная мысль не слишком оригинальна: терапия смертью как лекарство от депрессии.

Историю катарсиса в вакууме разыгрывают на троих. Два астронавта (Клуни и Буллок) и голос Хьюстона за кадром. Но радиосвязь быстро вырубается, а лейтенант Мэтт Ковальски в исполнении Джорджа Клуни — фигура явно второстепенная. Ходульно-героичный, он лишь подает удачные реплики и предметы, чтобы протагонистку не унесло в космос в самом начале фильма. Тут все — ради доктора Райан Стоун (Сандра Буллок).  «Гравитацию» успели сравнить с дрейеровскими «Страстями Жанны д'Арк», и это парадоксально точное сравнение: подобно антикварным «Страстям», фильм частично погружен в полное беззвучие, и его основное содержание — физические муки героини.

Сандре  Буллок почти 50. Первый «Оскар» она получила лишь три года назад — зато до этого многократно номинировалась на  «Золотую малину». Чтобы взбодрить наивного зрителя, Куарон дважды раздевает ее до трусов (кстати, Буллок в отличной форме), но в остальное время актриса играет страх смерти — полтора часа крупным планом. Лицо чуть скрыто шлемом, в котором отражается тошнотворно текучее звездное небо. 

Все безумно красиво, но как-то слишком просто: и этот орбитальный катарсис, и слезинка, превратившаяся в шарик по воле отсутствия гравитации. Впрочем, те, кто завороженно наблюдал за появлением Терминатора из капелек ртути, оценят и этот отлично сделанный фильм.

 

Гравитация (Gravity)

Страна производства: США, Великобритания

Бюджет: 80 млн долларов

Автор сценария и режиссер: Альфонсо Куарон

Оператор: Эммануэль Любецки

В главных ролях: Сандра Буллок и Джордж Клуни


РАБОТА ОПЕРАТОРА: 10 из 10

РЕЖИССУРА: 7 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 7 из 10

СЦЕНАРИЙ: 6 из 10