Общество

Школьники XXI века: более развитые, но менее здоровые

«К сожалению, многие выпускники пополняют генофонд европейских стран и Америки. Если раньше они уезжали после института, то сейчас — уже в восьмом, девятом классах», - говорит Марина Полникова, учитель начальных классов Второй Санкт-Петербургской гимназии и одна из победительниц конкурса лучших педагогов города. «МР» побеседовал с преподавателем о том, почему современным детям приходится тяжелее, чем их предшественникам.

— Меняются ли дети со временем? Их интересы, навыки?

— Да. Сегодня в школу приходят более развитые, информированные (часто бессистемно) дети. Но не очень здоровые, с логопедическими проблемами — допускают пропуск и замену букв (например, вместо «и» пишут «у», вместо «б» — «д»). Я не знаю, с чем это связано. Сейчас таких детей в классе встречается около 30%, раньше их было меньше. Раньше, когда ребенок пропускал буквы, я говорила: «невнимательный, вертится». Сегодня понятия невнимания, лени — нет, причина кроется в физиологических процессах: ребенок не может иначе. Значит, надо включить в этот процесс специалистов.

Кроме того, сейчас у детей большие сложности с почерком. Они мало рисуют, у них плохо развита мелкая моторика — особенно у мальчиков. Появляется больше леворуких детей — раньше был один на класс, а теперь — три.

Становится больше гиперактивных ребят. 72% детей в школе — кинестетики (получающие большую часть информации через движения, осязание, обоняние — «МР»). Учитывая эти особенности, подсказывают психологи, если изменить темп и ритм урока, то повысится заинтересованность ребят.

Интересы многих детей сейчас часто диктуют родители, потому что они реализуются за счет ребенка. У меня в первом классе были девочки, которые прошли школу моделей. Мальчики, занимающиеся боевыми искусствами.

— Как меняются родители?

— Родители стали другие — с претензиями к школе. Они готовы встать на сторону учителя, если только уверены, что он искренне хочет помочь их ребенку. Доминирующая позиция родителей: защитить — порой даже агрессивно, не разобравшись в ситуации, не признавая вины своего ребенка. Пример: мальчик стащил пиццу в столовой и убежал. Его поймали, он признался, ему сказали — заплати. Пришел папа: «Я по поводу изъятия 20 рублей у моего ребенка». Встал в глухую защиту, не пробить.

В отношениях с родителями есть две крайности. Первая: некоторые считают, что учитель — вторая мама. Это иллюзия, учитель — это образец учебной деятельности, дети копируют его манеру поведения, речь, переключение с одного предмета на другой. Родители бывают искренне разочарованы тем, что ребенок получает мало тепла и нежности. Был случай, когда родители посетовали в разговоре с директором: «Хорошо бы учитель поцеловала, приобняла нашего ребенка — мы так заняты на работе». Многим детям, и правда, не хватает тактильности — они хватают за руку, жмутся. Психологи считают, что их надо обнимать не менее шести раз в день — они так лучше ощущают границы своего тела, более ориентированы в пространстве, не спотыкаются, не падают.

А вторая крайность — позиция, что учитель является обслуживающим персоналом, предоставляющим образовательные услуги. Но мы не химчистка, и каждый учитель строит личные отношения с учеником. Большая ошибка — учить учителя, по каким учебникам заниматься, как строить отношения с ребенком, даже если в этом есть рациональное зерно.

— Почему растут требования к детям, которые приходят в первый класс?

— Это идет не от школы, это запрос общества. В класс приходят дети с разным уровнем знаний — и одним неинтересно сидеть с другими. Сейчас к первому классу ребята пишут, как правило, печатными буквами и читают по слогам, но есть и бегло читающие дети.

— Как помочь первокласснику освоиться в школе?

— Во-первых, с ним нужно разговаривать о том, что произошло в школе — хвалить за маленькие успехи, внушать уверенность. Надо держать контакт с учителем и, по возможности, с другими родителями — так будет легче. Часто родители ссорятся из-за детей, а те уже на следующий день могут помириться. Это коллектив, в первый год в классе определяются лидеры. Первого сентября, например, мои ученики Левчик и Вовчик подрались на линейке букетами. Они очень похожи, два неофициальных лидера. На последней линейке они попытались еще раз подраться. При этом дружат.

А вообще, основные проблемы у первоклассников — недостаточная усидчивость. Ребенку физиологически трудно высидеть 40 минут, перестроиться с игры на учебу. Надо давать детям дома задания, тренирующие усидчивость (лепка, вырезание мелких деталей) и обязательно приучить к часам — к примеру, попросить сделать задание за пять минут.

— Что делать родителям, если ребенок говорит: «Я не хочу идти в школу, мне скучно там»?

— Уже поздно что-то делать. Когда папа и мама готовятся привести ребенка в школу, с ними происходят метаморфозы — они забывают свою школьную жизнь и самозабвенно начинают рассказывать детям, что школа — это интересно. Ребята верят родителям и идут в школу как на праздник, а действительность не оправдывает ожидания, ведь это ежедневный труд. Просто надо говорить ребенку, что учеба — это тяжело, придется долго сидеть, бери с собой на перемены игрушки.

— Считаете ли вы нынешнюю нагрузку на детей большой?

— Да. Когда мы переходили на четырехлетнее обучение в начальной школе, говорилось о том, что детям облегчают жизнь: программу растянут на четыре года. Но ввели новые предметы, например, основы религиозной культуры и светской этики. Этот предмет я еще только буду преподавать в четвертом классе за счет урока литературы. Я не слышала от коллег хороших отзывов ни о курсах для учителей, ни об учебнике.

Когда образование перевели на четырехлетнее, «облегчая людям жизнь», вдруг оказалось, что у детей такая нагрузка, что надо и субботу «прихватить». И многие школы Петербурга перешли на шестидневное обучение. Это очень плохо: во-первых, ребенок лишается выходного дня в семье, а во-вторых — здоровья.

— Нужно ли учить иностранный язык с первого класса?

— Когда я была на семинаре Амонашвили (основатель школы гуманной педагогики — «МР»), он говорил о том, что ребенок развивается по законам природы, по ее календарному плану: в два года у него развивается функция речи и, начиная с этого возраста, он активно обучается любому языку. Я согласна с этим подходом.

— Чем занимаются ваши выпускники, где работают?

— К сожалению, многие наши выпускники пополняют генофонд европейских стран и Америки. Если раньше они уезжали после института, то сейчас — уже в восьмом, девятом классах. Одна моя выпускница закончила филологический факультет СПбГУ, японское отделение. Им, студентам, сразу сказали, что лучшее, на что вы можете рассчитывать в России, — это перевод инструкций косметики. И девочка уехала, сейчас работает во Франции.

— У вас на тумбе – фотография с Путиным. Когда вы встречались?

— Когда мне в 2006 году присвоили звание заслуженного учителя Российской Федерации. Насколько я знаю, раз в полгода в Кремле вручаются награды лучшим людям России. Я стояла в списке предпоследней, после меня награждали заслуженную доярку.

— А если бы была возможность поговорить с Путиным, какие бы проблемы начальной школы вы ему назвали — те, что следует обязательно решить?

— Сказала бы о большом количестве предметов в начальной школе — если перешли на четырехлетнее обучение, то оно должно быть не с такими нагрузками. Вообще, я как-то не думала об этом. Мне бы с Левчиками и Вовчиками разобраться.