Город

Исторический Петербург, которого мы вот-вот лишимся: карта

В субботу, 5 октября, пройдет марш в защиту Петербурга - одно из главных градозащитных мероприятий года. На этой неделе девелоперы и госорганы ненароком создали несколько информационных поводов к маршу: от аукциона, победитель которого будет обязан снести дом на 11-й Красноармейской, до продления договора с компанией, которая собиралась снести дом на Фонтанке, 145. Мы объединили все точки противостояния девелоперов и градозащитников на одной карте.

1. 11 Красноармейская ул., 7. Дом Крутикова
 
 
В сентябре 2013 года Фонд имущества выставил на торги пятиэтажный дом XIX века, принадлежавший до революции купцу Алексею Крутикову, а затем его сыновьям. Обязательное условие, которое государственный фонд ставит перед покупателем, — «разборка здания, являющегося историческим, в течение 12 месяцев с момента заключения договора». Проще говоря — снос. «Это вопиющее нарушение закона об охранных зонах, — считает активист движения «Живой город» Дмитрий Литвинов. — Здание можно сносить, только если оно признано аварийным без возможности восстановления. Дом Крутикова в удовлетворительном состоянии. Также его продают с большим прилегающим участком, где будущий владелец сможет построить аналогичный по площади корпус. Проект может быть рентабельным и без сноса».
 
Градозащитники уверены: историческое здание нужно продавать на условиях ремонта лицевого конкурса. Сейчас все окна здания вынесены, нижние этажи заколочены, брандмауэр стыдливо прикрыт строительной сеткой. Кажется, вот-вот там появятся строители. Прием заявок на снос Дом Крутикова заканчивается 21 октября, подведение итогов аукциона — 13 ноября.
 
2. Дегтярный пер., 26


 
Доходный дом начала XX века расселяется с 1980-х годов. Слухи о предстоящем сносе ходят давно, аварийным дом признан в 2006 году. «Очевидно, как минимум, лицевой корпус дома на Дегтярном ремонтопригоден, — настаивает Дмитрий Литвинов. — Девелопер «Сетл сити» купил его за достаточно большую сумму, которая делает малорентабельными проекты ремонта. На днях появилась информация, что его хотят выставлять на торги. Работать без сноса компания не хочет, но и нарушать закон — тоже. Мы пытались убедить компанию отремонтировать лицевой корпус, но они не согласны».
 
Сейчас доходный дом завешан строительной сеткой, со двора открывается особенно жалкий вид — это последствия обвала правого корпуса в 2010 году. Однако лицевой корпус выглядит примерно таким же, каким его запечатлел Владимир Бортко в фильме «Собачье сердце» (1988): страшным, но очень петербургским.
 
3. Шпалерная ул, 51. «Аракчеевские казармы» 

 
Споры по поводу одноэтажных корпусов, где в XIX веке предположительно располагались казармы императорской охраны, велись все лето. Компания-застройщик утверждает, что собирается работать с постройками XX века, которые выполнены в стиле «советского брутализма» и не представляют исторической ценности. На руках у нее —- экспертиза КГИОП о признании построек аварийными. Градозащитники из «Экологии рядовой архитектуры» и «Охтинской дуги» утверждают, что от прежних казарм сохранилось четыре фрагмента на Ставропольской улице, 4 и Кавалергардской, 17 (формально они отнесены к Шпалерной улице). «Согласно нашим изысканиям, они были построены в 1821 году по проекту архитектора Бернаскони. Сейчас эти здания идут под снос для строительства очередного "элитника"», — говорит Алексей Ярэма из группы «ЭРА».
 
По словам Анны Дудниковой («Охтинская дуга»), два корпуса собираются сносить под чистую, над двумя другими, которые видны с улицы, надстраивать новодел. Градозащитница уверена: «Получится такой же кошмар, как на Лиговском проспекте, напротив бывших касс БКЗ (дома 11-13 — «МР»). Не говоря о том, что здания крепкие, а результаты технической экспертизы КГИОП совершенно не соответствуют действительности».
 
4. Обводный канал, в районе дома 118. Пакгаузы Варшавского вокзала



 
В марте 2013 года пакгауз №2 (помещение для хранения грузов) бывшего вокзала снесли: один из его защитников, студент Денис Левкин до сих пор находится в заключении за насилие в отношении полицейского. В июле один из сохранившихся пакгаузов рубежа XIX-XX веков горел. «Ситуация неопределенная, — говорит Дмитрий Литвинов. — Объекты ставятся под охрану, но вот ремонтных работ на них не проводится. История далека от успешного или неуспешного завершения».
 
Сам Варшавский вокзал находится под охраной государства и уже не выполняет транспортную функцию: в 2000-е годы он был реконструирован под торговый центр.
 
5. Фонтанка, 145. Дом Шагина


 
Многострадальный доходный дом 1877 года собирались сносить в 2012 году. Градозащитникам удалось отстоять объект, но застройщик оспорил решение об отмене сноса в арбитражном суде. На днях Смольный продлил договор реконструкции с этой же компанией до 2015 года. «Мы можем потерять самое ценное — лицевой корпус (выходит на Фонтанку)», — говорит Дмитрий Литвинов. Пользователи архитектурного сайта Citywalls констатируют плачевное состояние дома: «Находится в аварийном состоянии. Крыша местами разрушена. На чердаке проросли небольшие деревца. Штукатурка потолков обваливается во многих помещениях. Лепнина расхищается. Камины разобраны. Стекла выбиты. Есть следы огня».
 
 
Другие объекты (также находятся в опасной ситуации, но подвижек в их судьбе не происходит):
 
6. Уткин просп., 2. Уткина дача (1790)
7. Садовая ул., Никольский пер., Щепяный пер., Крюков канал. Никольский рынок (1788-1789)
8. Гороховая ул., 47-49 (середина XIX века)
9. Стачек просп., 18. Бывший кинотеатр «Прогресс» (конструктивизм 1931-1934 годов)
10. 2-я Берёзовая аллея, 32, Большая аллея, 12-14. Дача Гаусвальд (1898)
11. Малоохтинский просп., 55. Сиротский дом Меняева (1901-1902)
 
Марш в защиту Петербурга стартует 5 октября в 14:00 от станции метро «Горьковская». Участники пройдут по Троицкому мосту к Марсову полю, где в 15:00 состоится митинг.