Коррупция в России нужна и удобна всем
В нормальном мире слова «коррупция» и «неолиберализм» являются антонимами. Но у России – особый путь: здесь экстремальный капитализм привел к расширению коррупции. Да так, что она намертво встроилась в систему, удобную всем: и бизнесменам, и чиновникам. Консалтинговые фирмы, «серые» таможенные брокеры и прочие «посредники» между бизнесом и бюрократами формально – легальны, неформально – паразиты, вогнавшие российскую экономику в рецессию, в которой на днях признался Министр экономического развития Улюкаев.
Рассказывает кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований Ирина Олимпиева:
«В неолиберальном дискурсе коррупция чужда идее свободного рынка. На уровне модели можно описать это следующим образом: рынок рационален; то, что не принимается рынком, не востребовано экономикой — не жизнеспособно. А коррупция — это и есть механизм неэффективного экономического вмешательства и, по идее, она не должна выживать в ситуации свободного рынка, где все подчинено рациональности. То есть, на уровне модели, неолиберализм или внедрение «свободного рынка» должно покончить с коррупцией.
Однако в реальности все гораздо сложнее, чем в модели. Неолиберализм не является экономической «панацеей» от всех бед и имеет свои отрицательные стороны. Он эффективен там, где уже существует система хорошо развитых государственных и общественных контролирующих институтов, способных нивелировать негативные эффекты неолиберализма.
В условиях постсоциалистической России получилось так, что принципы неолиберализма, свободного рынка в его «чистом» проявлении попали на неподготовленную почву: не существовало развитых институтов гражданского общества, способных контролировать негативные последствия свободного рынка, государство пребывало в беспомощном состоянии. Не удивительно поэтому, что ожидаемые эффекты неолиберализма относительно исчезновения коррупции не состоялись. Произошло обратное: свобода рынка привела к рыночному развитию коррупции, превращению отдельных коррумпированных элементов в механизм, который называют «коррупционное посредничество».
Суть такого посредничества состоит в том, что теперь не отдельные чиновники включены в коррупционный процесс, но институции и организации, которые, взаимодействуя с властью, помогают бизнесменам решать бюрократические проблемы. При этом не всегда понятно, каким именно образом они ускоряют бюрократические процессы (оформление документов, лицензирование и прочее), поскольку часто, по словам самих бизнесменов, «пирамида строится на пустом месте» и необходимые формальные процедуры и документы как-то обходятся стороной. Посреднические структуры абсолютно легальны и сами являются бизнесами. Под видом консалтинга, помощи они выполняют те же функции, которые раньше выполняли чиновники или знакомые бизнесмена, когда за счет взяток и личных связей помогали «решать проблемы».
Таким образом идет процесс институализации коррупции. Она вписывается в экономическую, бюрократическую систему. И, как ни парадоксально, коррупция становится нужной. Она удобна всем участникам взаимодействий, хотя в конечном итоге пагубна для развития экономики и общества. Бизнесменам выгоден посредник, потому что — пускай переплачивая, зато спокойно и без унижений — они решают бюрократические проблемы. Посредник удобен чиновникам, потому что они не рискуют, выходя на коррупционный рынок персонально: у них есть конторы, которые и занимаются посредничеством.
Есть предположение (хотя оно нами не исследовалось), что экономическое коррупционное посредничество касается не только малого бизнеса. Все больше система взаимодействия бизнеса и государства в целом работает по схеме посредников: они становятся неотъемлемой ее частью.
Если изъять коррупционных посредников, вырастут новые, поскольку в них есть потребность обеих сторон, их услуги востребованы. А потребность есть, потому что система так работает. Неформальная экономика останется: ты ее в дверь — она в окно. Система-то останется прежней!
В советские времена был анекдот про сантехника, которого вызвали из-за протечки батареи. «Ну что, — говорят ему, — поменяете краник?» «Да что там, — отвечает сантехник, — систему надо менять!» У меня нет готового рецепта, что делать. В интернете есть множество исследований и грамотных рекомендаций, как бороться с коррупцией: это общая либерализация экономики, борьба с зарегулированностью бизнеса, снижение бюрократической нагрузки и так далее. Все это и надо делать.
Наше исследование коррупционного посредничества началось с того, что мы замеряли уровень коррупции в малом и среднем бизнесе в Петербурге. Исследование проводилось как анкетированием бизнесменов, так и методом глубинного интервьюирования — мы спрашивали об истории создания и развития бизнеса (около 30 интервью).
Судя по интервью, отношение к сложившейся системе у бизнесменов двоякое. С одной стороны, коррупция во взаимодействиях с бюрократическими структурами — вынужденная мера. Людей «все достало». Бизнесмены хотят «заплатить налоги и спать спокойно». С другой стороны, в России коррупция — условие существования бизнеса. И часто бизнесмены благодарны тому, что есть коррупция — если бы не было возможности решить проблемы неформальным путем, работать было бы вообще невозможно. Если ты хочешь делать бизнес, ты должен играть по этим правилам.
Одна бизнесвумен, рассказывая про таможню, отметила, что четыре года пыталась все делать по-белому. Ее товар при этом простаивал на таможне. Потом она обратилась к серым брокерам, которые заполнили декларацию «как нужно». Она им заплатила и теперь говорит: «Что же я раньше билась и мучилась?!»
Мы разговаривали с программистами, которые еще в начале 1990-х предлагали ввести электронную систему оформления деклараций — не пошло. Никому это было неинтересно. Интереснее, когда все зависит от посредника.
Надо сказать, что все постсоциалистические страны испытывают те же проблемы с коррупцией, что и Россия. Но я предполагаю, что в странах восточного блока, где шоковая терапия прошла более-менее успешно, где параллельно с рыночными реформами произошли реальные демократические реформы и где контролирующие демократические институты, гражданское общество стали работающими — там ситуация лучше.
Впрочем, проблемы с коррупцией есть даже в развитых странах, но в других масштабах. Разве что в Финляндии коррупция минимальна, но эта страна уникальна: там колоссальный социальный капитал, «правильное» государство, которое пользуется огромным доверием населения».
***
Статья сотрудников ЦНСИ Ирины Олимпиевой и Олега Паченкова «Коррумпированные посредники в постсоциалистической России: мутации экономических институтов» недавно вышла в научном журнале “Europe-Asia Studies” (на английском языке).