Город

Проекты судейского квартала в центре Петербурга: «за» и «против»

Классика против современности: так, если коротко, можно определить четыре архитектурные концепции будущего «судейского квартала» на Добролюбова, 14, в Петербурге. Кто победит – скажут через месяц. Эксперты ставят на классику. Каждому петербуржцу предоставляется возможность повлиять на ход голосования.

Сначала на Добролюбова снесли корпуса института прикладной химии и хотели построить многофункциональный комплекс «Набережная Европы», состоящий, в основном, из элитного жилья. Взбунтовались градозащитники: «Нам нужен парк!» «Набережную Европы» строить не стали, но и парк разбивать тоже. Там, где совсем недавно была самая большая гора мусора в центре города (останки ГИПХа), будет судейский квартал: сюда из Москвы переедут Верховный суд и Высший арбитражный суд. Недавно в обстановке невероятной секретности прошел конкурс архитектурных концепций: победили четыре проекта, все — петербургских авторов. На днях концепции опубликовали на сайте Президентской библиотеки имени Ельцина и выставили в Доме архитектора на Большой Морской, 52. В течение месяца каждый может высказывать свое мнение.

Концепции обсуждают: главный редактор журнала «Проект Балтия», архитектурный критик Владимир Фролов; генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Столярчука», архитектор Анатолий Столярчук.

Архитектурная концепция ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»: смотреть проект полностью

Фото: prlib.ru

Владимир Фролов: «Концепция Атаянца, на мой взгляд, слишком зависима от того проекта, на который ориентируется, то есть проекта Ивана Фомина (застройка Тучкова буяна, 1910-е гг), и это идет ему не на пользу в плане градостроительного решения».

Анатолий Столярчук: «Меня, если честно, пугает классический архитектурный ордер — дорический, расположенный в непосредственной близости от имеющихся замечательных зданий: рядом: Биржи Тома де Томона, Адмиралтейства Захарова. В XXI веке такая классическая архитектура, да еще в таком количестве… Впрочем, может быть, это нравится заказчику, и это его право».

Архитектурная концепция бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»: смотреть проект полностью

Фото: prlib.ru

Владимир Фролов: «В представленных концепциях практически нет конкурирующих архитектурных языков. Мы видим, что и концепция, предложенная Земцовым, который занимается более современной архитектурой, тоже выглядит достаточно монументально. Видимо, ассоциация «судебная власть» – «классический язык» довлеет и в сознании архитектора, и в сознании заказчика. Такая ассоциация имеет право на существование, но, мне кажется, могли бы быть и другие варианты».

Анатолий Столярчук: «В этой работе есть своя привлекательность. Современный архитектрный язык, выраженный опосредованно (масштабом, строем пилонов, колонн), мне кажется уместным и достойным. У Земцова очень четко разделены жилая и судебная зоны. Он связывает жилье с зоной судов переходами и галереями. Хороша эспланада вдоль Невы — широкая, пешеходная. Плюс это наиболее озелененный из всех проектов».

Архитектурная концепция «Регулярный город» ООО «Архитектурное бюро «Студия 44»: смотреть проект полностью

Фото: prlib.ru

Владимир Фролов: «Проект Никиты Явейна (руководитель ООО «Архитектурное бюро «Студия 44») по-своему интересен: это более индивидуальная архитектура. Здания выходят торцами в сторону Невы — эта ориентация характерна для архитектуры петровского времени. Но, на мой взгляд, это немного механистическое возвращение к определенному периоду истории. Не учитывать нынешний контекст с теми доминантами, которые уже существуют вокруг участка, не совсем правильно. Кроме того, здания сгруппированы в некую единую массу, которая, несмотря на малую высоту, создает очень плотно застроенную среду, не слишком комфортную для пешеходов».

Анатолий Столярчук: «Здания у Явейна более открытые. Он считает, что суды должны быть прозрачными. В этом есть привлекательность. Другое дело, насколько это уместно на данной территории — обсуждаемый вопрос».

Архитектурная концепция ООО «Евгений Герасимов и партнеры»: смотреть проект полностью

Фото: prlib.ru

Владимир Фролов: «Отдавать предпочтение конкретному варианту сложно. Проект Герасимова наиболее продуман. Он опирается на предыдущий проект команды (в содружестве с Сергеем Чобаном, проект многофункционального комплекса «Набережная Европы»). Герасимов в большей степени относится к градостроительному контексту внимательно: организует визуальные связи, не блокирует движение на участке. Это наиболее интересный с градостроительной точки зрения проект. Что же касается архитектуры, то она могла бы быть более разработанной. Сейчас архитектура выглядит эскизно. Но Герасимов, видимо, сможет доработать проект в случае победы».

Анатолий Столярчук: «Та планировка, которую показал Герасимов, мне нравится. Кроме того, Герасимов умеет работать с деталью, с камнем, с фактурой стены, и я не сомневаюсь, что если бы он был признан победителем, фасады были бы хорошего качества. Другое дело: такое обилие классической архитектуры на одном участке — не знаю, будет ли это всеми принято однозначно. Где-то в его проекте нарисовано хорошо, а где-то прочитывается сталинский ампир. Впрочем, на конкурс было отпущено мало времени и требовать идеала от авторов тяжело».

Другие мнения

Михаил Золотоносов, публицист, литературный критик: «Во-первых, то, что нам выдают за проекты, — это некие эскизные идеи, которые к тому, что появится, имеют отдаленное отношение. Во-вторых, если это конкурс, то есть международные и отечественные правила. То, как это проводится, правилам не соответствует. Должно быть объявлено жюри, где две трети — профессиональные архитекторы, а не Кожин (управляющий делами президента РФ, руководит комиссией, которая отбирала проекты зданий судейского квартала) или Рожин. Должна быть обнародована программа конкурса. Где это? Нет ничего. А картинки — для дилетантов, чтобы месяц кто-то что в интернете обсуждал. В итоге выберут того, кто имеет больше связей. Хорошие связи у Явейна и Герасимова. Дальше будет так: хозяин скажет — они застроят все этажами».

Михаил Мамошин, архитектор: «Хорошо, что в концепциях преобладает общественная функция, а не жилье, как было раньше (имеется в виду проект многофункционального комплекса «Набережная Европы»). И понижена плотность застройки. Главное, чтобы это было публичным пространством, а не закрытым. Плюс и в том, что идет апелляция к петербургским ценностям. Но если бы в концепциях было бы больше озеленения, стало бы еще лучше».

Рафаэль Даянов, архитектор: «Проекты выражают архитектурное веяние сегодняшнего дня, повторяющее то, что было 100 лет назад — эклектику. Это попытка освоения классического наследия в смешанном ключе. Может быть, сегодня так и надо, не мне судить. Меня радует, что среди финалистов конкурса нет иностранцев. Мы наелись фостеровскими штучками (имеется в виду британский архитектор Норман Фостер): стеклянными облаками и прочей дребеденью».