Фильм «Джобс: империя соблазна» — танцы на костях гения
В российский прокат выходит «Джобс: империя соблазна» - фильм-биография о том, как своенравный хиппи превратился в сооснователя корпорации Apple. Зачем выпускать фильм о человеке, который умер всего пару лет назад? Об этом мы поговорили с Алексеем Дунаевским, председателем отборочной комиссии Санкт-Петербургского международного кинофестиваля, во время которого состоялась премьера картины в России.
— Про Стива Джобса довольно быстро сняли фильм. Не кажется ли вам, что это «танцы на костях» такого великого человека, как Джобс?
— Это естественно. Понимаете, в чем дело: меня глубоко оскорбила картина о Валерии Харламове «Легенда №17». Но я прекрасно понимаю, если есть в истории такой человек, как Харламов, о нем обязательно будет снят фильм. И не один. То, что мне это все претит, никого не интересует. Я этих людей понимаю и соглашаюсь с тем, что они делают этот выбор. Другое дело, это не очень красиво, может быть, цинично, но это естественно.
Если ты фанат Харламова, может, лучше посидеть дома и не ходить на эту картину? А если смотришь, будь готов к тому, что какие-то моменты не сможешь принять. Но это тоже естественно. Поэтому картина про Стива Джобса обязательно кому-то понравится.
— Каким видит Джобса режиссер фильма?
— Он показан милым, в первую очередь. Он показан человеком с живым характером и очень красивой судьбой. Я понимаю режиссеров, которые применяют этот ход. Может, героиня фильма не была такой красивой, а режиссеру хочется. Пигмалион всегда любуется Галатеей. Режиссеру хочется, чтобы эту роль исполнял человек, обладающий киногенией, сверхкачествами, как Эштон Кутчер, как Олег Меньшиков в «Легенде №17».
— Для какого зрителя картина про Стива Джобса?
— Для молодежи. Стив Джобс связан со всевозможными гаджетами. Я советский человек и до сих пор смотрю на эти интернеты, ноутбуки и телефоны как на «атрибутику марсианина». Поэтому таких, как я, эта картина должна пугать. Моим инструментарием остаются глаза, а не гаджеты. Я до сих пор пишу чернильной ручкой на промокашке.
— Кто в вашем представлении Стив Джобс?
— Стив Джобс для меня марсианин, и этот фильм — история про марсианина, который изменил нашу жизнь и жизнь наших детей. Некоторые люди моего возраста и старше в совершенстве владеют разными гаджетами. Понимаете? О ужас! Советские люди должны были остаться советскими людьми. А их дети должны были стать «марсианами». Но, увы, какие-то бациллы Джобса изменили нашу судьбу.
— Не кажется ли вам, что Стив Джобс эгоист?
— Эгоист — это эмоциональный потребитель, я бы заменил его словом «пассионарная личность». Пассионарии — это древние птицы, которые летели, не зная, куда. Погибала вся стая, а они долетали. Таких, как Джобс, знает история. Такими были Эдисон, Жюль Верн. Это человек, про которого нужно писать песни, книги, снимать кино. Джобс летел вперед, не замечая людей, таких вещей, как семья, принятые нормы социального поведения в обществе. Его абсолютно не интересовало, что людей нужно подготовить к подъему на новую ступеньку. Это не эгоизм. Это пассионарное стремление человека. Устремленность — это проявление эгоизма? Я считаю, это проявление космических сил. Очень люблю таких людей. Главное, чтобы они не были политическими деятелями, не изобретали бомбы, а изобретали новый вид телевизора или телефона.
— Кому кино не понравится?
— Понимаете, какое дело, для кинозрителя важнейший поведенческий фактор — восторг. Тем, кому оно не понравится, хочу сказать: эта картина — информационное полотно, ликбез, мол, вот такой вот Джобс, принимайте. Не растрачивайте себя. Копите энергию, ждите, безобразный фильм еще впереди. Также, как и гениальный. Между гениальным и безобразным будут месяцы-месяцы среднего кино. Ждите. Ждите терпеливо, как рыбак, вылавливайте эту рыбу. А у нас все какие-то воодушевленные, не надо так.
Я как ночной футбольный болельщик могу смотреть миллионы матчей, заканчивающихся со счётом 0:0, и еще хочу добавки. Этих мутных, безрезультатных матчей гораздо больше, чем матчей, которые доставляют тебе удовольствие. Я хочу, чтобы половина зала спокойно, внимательно умела ждать. И оценивать картину правильно.
— Чего хочет кино от зрителя?
— Кино от зрителя ничего не хочет. Оно существует само по себе. Это зритель чего-то хочет от кино. Зритель должен понять, что любовь к кино — это не эгоистическое состояние, когда я сел в кресло, а кино меня обслуживает. Любовь к кино — это потребность в очень сложном существовании в зале. Тяга к внимательному разглядыванию, к тому, чтобы не потерять концентрацию, не расслабляться, слушать полуслова, полутона, расшифровывать намеки. Это сложная работа. И если ты любишь эту сложную работу, тогда ты любишь кино.
— В чем сейчас парадокс общества?
— Парадокс в том, что человек будет снимать новаторские картины, будет революционером и при этом купит себе дом, особняк, позаботится о банковском счете и семье. Тот же Спилберг, уже пожилой человек в бейсбольной кепке на голове, очень заботливо относится к своему счету в банке и поместью.
Джобс: Империя соблазна
jOBS
2013, США, цв., 122 мин.
Режиссер: Джошуа Майкл Штерн
Сценарий: Мэтт Уайтли
Оператор: Рассел Карпентер
Художник: Фредди Уафф
Костюмы: Лиза Дженсен
Музыка: Джон Дебни
Звук: Пола Фейрфилд
Монтаж: Роберт Комацу
В ролях: Эштон Кутчер, Дермот Малруни, Джош Гэд, Лукас Хаас, Дж.К. Симмонс, Лесли Энн Уоррен, Рон Элдард, Ана О’Райли, Джон Гетц, Джеймс Вудс, Мэттью Модин, Аманда Крю, Элден Хенсон.
Продюсер: Марк Халм
Производство: Open Road Films