Президент УЕФА, знаменитый в прошлом французский футболист Мишель Платини, на выдумки горазд. В прошлом году он «протащил» идею о том, что чемпионат Европы неплохо бы провести не в одной-двух странах, как было раньше, а во множестве городов из множества европейских стран. Глобализация. Сел на самолет — и ты уже в другой стране, где проводится тот же турнир. Удобно. Только города должны быть с соответствующей инфраструктурой, развитые во всех смыслах. А то когда поручаешь организацию чемпионата какой-нибудь одной или двум странам да еще не очень развитым, начинаются проблемы. То денег не хватает, то времени. В частности, с «большими нервами» проходила подготовка к чемпионату Европы 2012 года, который взвалили на себя Украина и Польша. Была даже реальная угроза переноса турнира в другие места из-за того, что организаторы не укладывались в сроки.
Теперь — иная стратегия.
Идея провести чемпионат в Питере не должна встретить большого сопротивления. Ведь в 2018 году здесь должны пройти матчи чемпионата мира. Вся инфраструктура будет готова. Жители города, как говорил Остап Бендер, будут не отдавать, а получать. В самом деле, разве не приятно сходить на футбол с участием звезд? Познакомиться на улицах с болельщиками других стран, которые будут танцевать и петь? Какую-то сумму на проведение турнира выделит УЕФА. Какие-то доходы город получит от притока туристов. Эти туристы приведут за собой других. Имидж опять-таки.
Бесконечные споры с подрядчиком, перекладывание ответственности, путаница в документациях, неслыханная смета, достигшая почти миллиарда евро, снова воровство… Все это есть, а стадиона — нет.
Единственный вопрос: можем ли мы быть уверены в том, что в городе когда-нибудь построят новый футбольный стадион? Тот, что строят на Крестовском острове с 2006 года. Министр спорта Виталий Мутко говорит, что стадион будет возведен, наконец, в 2016 году, и никаких проблем при строительстве не возникнет. Но такие «многообещающие» заявления чиновников мы слышим уже много лет. Сначала проект не соответствовал духу времени, потом разворовали деньги, позже пришлось переделывать стадион, так как Россия получила право проводить чемпионат мира и надо было увеличить вместимость, снова разворовали деньги, бесконечные споры с подрядчиком, перекладывание ответственности, путаница в документациях, неслыханная смета, достигшая почти миллиарда евро (дороже обошелся только лондонский «Уэмбли»), снова воровство… Все это есть, а стадиона — нет.
Вспоминается герой фильма «Не может быть», который уговаривал «мамулю» показать ему свою невесту. «Ну где она? Не эта, которая тут, а вот та, другая! Как она выглядит?» Если вы сейчас подойдете к берегу Финского залива и захотите посмотреть на новый стадион, увидите только его приблизительные контуры. А если вы приходили на этот берег последние восемь лет, то все эти годы видели практически одно и то же.
Магия стадиона, который возводится на Крестовском острове, его неоспоримая харизма в том, что все уверены: он будет хороший и красивый. Его все-таки построят. Будущий стадион на берегу Финского залива настолько потрясает воображение всех, кто о нем что-то слышал, что его сразу предпочли стадионам других российских городов, которые хотели участвовать в конкурсе на проведение Евро-2020. РФС однозначно высказался за Петербург. Потому что только его стадион на 68 тысяч мест может претендовать на «стандартный» пакет УЕФА: три матча группового турнира и четвертьфинал или 1/8 финала. Остальные города в России могли рассчитывать на более скромные пакеты из-за малой вместимости своих арен. Поэтому они отпали.
Справедливости ради стоит сказать, что среди конкурентов Питера будут европейские города, в которых тоже еще не начато строительство нужных стадионов (стройку необходимо начать до 2016 года) — например, Минск, Будапешт, Ереван, Белград. И у них нет такого козыря, как чемпионат мира-2018. На этот счет в России есть хоть какие-то гарантии.
Если Питеру дадут все-таки при отсутствующем стадионе, который строят уже восемь лет и никак не могут построить, не только чемпионат мира, но и чемпионат Европы по футболу, мне хотелось бы видеть среди почетных гостей этих спортивных праздников голландца Дика Адвоката, который тренировал «Зенит» с 2006 по 2009 годы и выиграл с ним самые престижные титулы. Я просто хочу помочь ему перейти дорогу, если сам к тому времени останусь жив. Потому что Дик в 2008 году, когда его спросили, рассчитывает ли он сыграть с «Зенитом» на новом стадионе, только махнул рукой: «О-о-о, думаю к тому моменту я буду уже старенький, буду ходить с палочкой…»