В прокат вышел российский фильм «Интимные места». «Я просто фотограф, я х..и фотографирую» - кисейные барышни встанут и уйдут на первой же фразе. Прочих добьют десятью минутами позже. В арсенале «Интимных мест» - все, что может шокировать новых пуритан. Виталий Милонов будет недоволен.
На экране — бедра, плечи, груди, голые целлюлитные задницы, обнаженные фаллосы, весело жужжащий вибратор и изощренная пропаганда гомосексуализма: занимаясь любовью с красавицей-женой, бизнесмен мечтает о кудрявом фокуснике из ближайшего цирка.
Но при этом «Интимные места» ничуть не эпатажны — наоборот, это нежная, почти акварельная зарисовка из личной жизни обеспеченных москвичей.
Наталья Меркулова и Алексей Чупов сняли фильм про самих себя — про московскую богему и про людей на ее орбите. Структурно «Интимные места» наследуют «Магнолии» и другим фильмам-конструкторам: четыре истории ни шатко ни валко складываются в единое целое. Сборка страдает, но в общем все с героями понятно: каждый страдает от сексуальной нереализованности. Вплоть до психолога, к которому ходит половина героев, и который больше всего в жизни хочет снять проститутку, чтобы просто помыть ей голову.
Итак, четыре истории. Одна — про фотографа (Юрий Колокольников), который живет в полной противоречий шведской семье. Другая — про пожилую чиновницу, которая борется за нравственность, но вечера коротает с вибратором или с безмолвным шофером (великолепная роль Юлии Ауг). Третья — про верного мужа (молодой рижский актер Никита Тарасов), у которого давно уже не стоит на супругу. Четвертая — про страдания среднего класса (дуэт Алексея Чупова и Екатерины Щегловой): пока муж мечтает о мускулистом циркаче, жена по-быстрому заводит ребенка, чтобы позже, после очередного аборта, вклеить в секретный дневник снимок узи на манер фотокарточки. И не забываем о психологе, которому тоже несладко.
Итого — трагикомедия. Хотя с качеством комического проблемы. Есть шутки тонкие, парадоксальные, обэриутские (эпизод с измученной женщиной, которая хочет подарить фото своих гениталий мужу-генералу, чтобы наладить семейную жизнь). А есть натянутые, водевильные (когда молния бьет в воздетый к небу вибратор и прошивает грешника миллионом вольт — dei ex machina, бог из машины).
У Натальи Меркуловой две проблемы: она относительно молода и она — документалист. Гением можно быть и в 15, но большинство молодых документалистов совершает одну и ту же ошибку: они убеждены, что тема сама себя вытянет. Что достаточно сделать фильм про страдания закомплексованных москвичей и все само собой получится. Нет, недостаточно. Недостаточно поставить приглушенный свет и разукрасить рудименты сюжета эффектными планами с расплывающимися огнями большого города. Недостаточно заставить актеров говорить с кашей во рту «как в жизни».
Есть, впрочем, по-настоящему крутые моменты, но они не от умелой режиссуры, а, скорее, от хорошего образования. Меркулова снимает Юлию Ауг и прочих актеров так, как сняли бы ее Стеллинг или Зайдль, на манер мастеров Северного Возрождения. Так, что кусок грешного мяса вдруг становится не уродливым, а возвышенным объектом. И вообще, стремление возвысить материал, обнаружить в мелких неурядицах космические противоречия и вселенское одиночество — это стремление можно только приветствовать. И пускай не вышло — попытка не пытка.
На «Интимные места» можно и нужно сходить. Чтобы убедиться: есть у нас не только Михалков. Но лучше бы сходить на следующий фильм Чупова и Меркуловой. Потому что это — не фильм, а эскиз.
Остается надеяться, что Меркулову не постигнет судьба Гай Германики. После прорывного «Все умрут, а я останусь» она сняла бездарную «Школу» — просто затем, что тема важная. В США такие фильмы называют «exploitation». Кино категории «Б».
Интимные места
Страна производства: Россия
Бюджет: 1 млн долларов
Авторы сценария и режиссеры: Наталья Меркулова и Алексей Чупов
В главных ролях: Юлия ауг, Брий Колокольников, Олеся Судзиловская, Никита Тарасов и другие
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 6 из 10
СЦЕНАРИЙ: 4 из 10
РЕЖИССУРА: 3 из 10