Рецензия: «Два ствола» — боевик с большими яйцами
Большие мускулы, большие пушки, очень большие чашечки бюстгальтера и просто огромные тачки, боронящие бесплодную мексиканскую пустыню. Такие фильмы обычно нравятся мальчикам и не нравятся девочкам. «Два ствола» источают чисто тестостероновое очарование. Короче, девчонки, поверьте: в российский прокат только что вышел самый крутой боевик года.
«Ты у нас, кажется, парень с большими яйцами?», — усмехается продажный цэрэушник. «Ага, с бритыми и мытыми», — отвечает невозмутимый герой Дензела Вашингтона, не обращая внимания на приставленный к мошонке пистолет.
«Два ствола» разберут на цитаты. И вообще, у него все признаки культового фильма: диалоги искрометны, герои сошли с плаката «их разыскивает милиция», а съемка умеренно крутая, на полпути к американскому арт-хаусу.
Голливуд — земля нравоучительной тягомотины, он давно утратил хваленую остросюжетность, но в «Двух стволах» история закручена так лихо, что грех ее пересказывать. Достаточно знать, что Бобби (Дензел Вашингтон) и Стиг (Марк Уолберг) — грабители. Но не настоящие. Они грабят банк мексиканского наркобарона. Но там лежат не его деньги. За ними гонится полиция. Но не совсем полиция. Спасет их только крепкая дружба белого и черного. Но это не совсем дружба, потому что вокруг подлый и хаотичный мир неонуара. Но не совсем неонуара.
Бальтасар Кормакур — исландец, в Голливуде недавно и пытается сойти за своего. Его первый американский фильм «Контрабанда» был, пожалуй, чересчур глуповат, но «Два ствола» — сбалансированное зрелище. Кормакур гонит зрителя по привычным маршрутам: перестрелка, погоня, подстава. Но на каждой станции — вполне арт-хаусные аттракционы и очень, очень много черного юмора и насилия. Поверьте, раздробленные колени и канцелярские кнопки, загнанные куда попало — лишь малая его часть.
Если вырубить звук и отвлечься от сюжета, в «Двух стволах» обнаружится статуарность поз и живописность общих планов, которая свойственна хорошим экранизациям графических новелл. И вообще хорошо сделанному кино. Тут в каждой техасской забегаловке, в каждом загадочном мотеле, в каждом стеклянном кадиллаке пахнет старой доброй Европой. Кормакур удивительно похож на американцев из каннской обоймы — на всех сразу.
Привет тебе, Дэвид Линч, певец сновидческой жути американской глубинки. Привет тебе, Квентин Тарантино, главный специалист по смерти и Сократ философствующих бандитов. Привет вам, братья Коэны, создатели бескрайних равнин немотивированного зла. Все это в фильме есть, хотя у Кормакура жуть и хаос очень конкретны, очень социально детерминированы. «Это не свободный мир, это свободный рынок», — главный злодей объясняет второстепенному, как отвратительно устроена Вселенная. На что получает типично мексиканский ответ: «Трахни свою мамочку», — к черту дискуссии, давайте постреляем.
Если придираться, «Два ствола» безнадежно вторичны, и вдобавок сняты несколько хуже, чем фильмы Линча, Коэнов и Тарантино. Это довольно легкомысленное кино. Ну и ладно. К черту дискуссии, давайте постреляем.
2 ствола (2 guns)
Страна производства: США
Бюджет: 61 млн долларов
Режиссер: Бальтасар Кормакур
Авторы сценария: Блейк Мастерс (по графической новелле Стивена Гранта)
В главных ролях: Дензел Вашингтон, Марк Уолберг и другие
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 9 из 10
РЕЖИССУРА: 8 из 10
СЦЕНАРИЙ: 7 из 10