Древнейшие египетские бусы изготовлены из метеорита - ученые

Археологи из Великобритании доказали космическое происхождение египетских бус. Ученые из Университетского колледжа Лондона установили, что древнейшие известные науке железные бусы изготовлены из метеорита. На это указывают высокое содержание в материале примесей никеля, кобальта, фосфора и германия. Это характерно именно для метеоритов.

Ученые исследовали бусины, найденные в Египте в районе Аль-Гирзы в 1911 году. Возраст бус равен пяти тысячам лет, их нашли в захоронении, относящемся к додинастийному периоду (6000 – 3100 лет до нашей эры). Раньше бусины составляли часть ожерелья, изготовленного из золота и ряда драгоценных камней. Сейчас металлические бусины находятся в музее Университетского колледжа.

Чтобы установить происхождение железных бусин, ученые просканировали их потоками нейтронов и рентгеновскими лучами. Результаты исследования опубликованы в статье журнала Journal of Archaeological Science. В материале говорится, что примеси таких элементов, как никель и кобальт, содержатся в количестве, характерном для метеоритного железа. В обычном железе содержание примесей ничтожно мало.

Руководитель исследования Тило Ререн говорит, что анализ внутренней структуры бусин показал, что их предварительно сплющили, а после свернули. Это отличается от обычного способа изготовления каменных бус, в которых просто делали отверстие. Ререн считает, что это может указывать на то, что египетские мастера умели обрабатывать железо за две тысячи лет до наступления железного века.

Египетские бусины — это далеко не первая находка, выполненная из метеоритного железа. В 1938 году власти Германии организовали экспедицию на Тибет, где нашли буддистскую статую. Химический анализ показал, что статую сделали из метеорита Чинге, впервые найденного в Туве в 1912 году.