Капитальные транспортно-пересадочные узлы будут разделены на функциональные зоны для движения, ожидания и рекреации.
У станций «Волжская», «Отрадное» и «Улица Академика Янгеля» будут построены капитальные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), сообщили Известиям в дирекции строящегося метрополитена. Техзадание на разработку предпроектов составлено таким образом, что выполнить его смогут только крупные международные компании-консультанты, каждая из которых будет заниматься отдельным направлением — архитектурой, безопасностью, технической начинкой, экономической моделью и т.п.
Капитальные транспортно-пересадочные узлы будут разделены на функциональные зоны для движения, ожидания и рекреации. Стоимость одного ТПУ в мэрии оценивали в 1,5–2 млрд рублей, как сообщал замглавы департамента транспорта Гамид Булатов.
В дирекции метрополитена рассказали, что в капитальных ТПУ будут располагаться помещения под торговые площади, офисы и парковки. И каждая из зон будет иметь свои особенности.
Например, в «зоне ожидания» люди смогут отдохнуть до приезда транспорта, там будут применяться прозрачные материалы — это необходимо для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров. Для слабовидящих людей на стекло должны быть нанесены яркие отметки.
В капитальных ТПУ разместят «зоны принятия решений» — это участки рядом с входами и выходами, места продажи билетов, пересечения коридоров, места у табло с рекламой и информацией. Кафе и магазины будут находиться рядом с этими зонами, но не непосредственно в них, чтобы не мешать пассажирам, которые спешат.
«Зоны движения» будут располагаться между «зонами принятия решений». Они свяжут коридоры и пути, специально зарезервированные для активного перемещения. Одно из главных требований к «зонам движения» — практически полное отсутствие препятствий: турникетов, рекламы и торговых точек. Так же, все зоны ТПУ и примыкающие территории будут оборудованы системами видеонаблюдения, а также системами навигации на русском и английском языках, продублированные шрифтом Брайля.
Эти ТПУ станут первыми капитальными транспортными объектами, для которых будет разработан предпроект. Ведущий научный сотрудник Центра исследования транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко считает, что такая схема работы должна стать неотъемлемой частью строительства подобных объектов.
— Зачастую при традиционном проектировании архитекторы или инженеры увлекаются дизайном или техническими деталями, — отметил Трофименко. — При этом все забывают, что главная функция ТПУ — обеспечивать комфортную пересадку больших пассажиропотоков. На станциях Московского метрополитена, где есть пересадка на другие станции, в часы пик бывают серьезные проблемы, потоки очень сильно перемешиваются. На «Пушкинской», например, эту проблему пытаются решить при помощи напольной разметки, но не слишком успешно. Прогноз потоков на стадии предпроекта позволил бы учесть все нюансы.
Трофименко считает, что затраты на исследовательские работы составляют не более 1–2% от общей стоимости строительства и они окупятся за счет дальнейшей экономии на исправлении ошибок.
Как считает заслуженный архитектор России Сергей Ткаченко, с разработкой проекта смогут справиться только иностранные компании — в частности, из США и Японии. Для отечественных архитектурных и конструкторских компаний современное программное обеспечение, по его словам, недоступно.
— Одна только программа по расчету пассажиропотоков стоит $2–3 млн, — пояснил он. — У некоторых наших компаний программы есть, но нелицензионные, то есть использовать их для конкурса нельзя.
Однако архитектор уверен, что российские компании обязательно должны принимать участие в планировании на позициях консультантов.
Ткаченко уверяет, что предпроекты могут быть невыгодны власти в связи с тем, что способны затянуть строительство на неопределенный срок.
— В настоящее время, когда есть тенденция к тому, чтобы строить все как можно быстрее, предпроекты могут показаться этапом, который, возможно, затормозит процесс. Тем не менее, нужно понимать, что без этой стадии в дальнейшем возникнет много проблем, — объяснил эксперт.