Новые стройки в Финском заливе: петербуржцы про них не знают, но осуждают
В Петербурге ведутся подготовительные работы по реконструкции земель вокруг порта. На этот раз будет не намыв: наоборот, уничтожат насыпной остров Кривая дамба. Инвесторы, строители, не говоря уж о представителях власти, напряглись в ожидании народных волнений. Почему у нас любое строительство, даже нужное городу, воспринимают в штыки?
Про экспертов
У директора Центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова как-то раз спросили: доводилось ли ему вообще когда-то делать положительную экспертизу? Оказалось – нет. Но это, мол, потому, что в его бюро обращаются в совсем вопиющих случаях, а если все более-менее пристойно – нет смысла тратить деньги на экспертизу.
«Разве это нормально, когда результаты гражданской экспертизы, той, что делается по заказу граждан, отличаются от экспертизы официальной? – поинтересовался Карпов. – А то, что результаты этих нужных инвесторам экспертиз хранятся в тайне?» По словам Карпова, ангажированным коллегам помогает само законодательство. Когда-то Главгосэкспертиза в обязательном порядке проверяла все экспертные заключения, в том числе – соответствует ли проект экологическим требованиям. В 2009 году вышел закон, который эту обязанность упразднил, обязав только следить за техрегламентом. Поскольку у нас до сих пор нет технического регламента, направленного на защиту окружающей среды, инвесторов вообще освободили от обязанностей перед природой.
Хотя еще в 2000 году Госкомэкология указывала, что недопустимо сводить процедуру оценки воздействия на окружающую среду к одним только общественным слушаниям. Что ж, теперь и их толком не проводят. Во всяком случае, мало кто из местных жителей может похвастать, что на слушаниях (а лучше – за неделю до них) им были представлены все материалы, изучив которые, можно получить собственное представление, например, о грядущих изменениях в микроклимате. А также – о рисках для экономики региона, грядущих социальных проблемах и прочих жизненно важных вещах.
Результаты экспертизы по упомянутому выше острову Кривая дамба, кстати, были опубликованы – выложены на сайте Северо-Западного отделения Главгосэкспертизы. Но увы, в очень усеченном виде. Кроме того, их крайне трудно найти через обычный интернет-поиск.
«Вызывает много вопросов непубличность самой экспертизы, закрытость ее заключений и безответность экспертов. Они не несут никакой репутационной ответственности за ту ерунду, которую они пишут в заключениях, — заявил Александр Карпов. — Потому и засекречены их тексты, что сразу видна ангажированность. Если все станет прозрачно, нельзя будет приглашать аффилиированные экспертные бюро».
Про проект
Реконструкция земель вокруг порта в Петербурге подразумевает не столько новые насыпные территории, на которые у горожан выработалась аллергия, сколько уничтожение старых земель. А именно — Кривой дамбы.
Новый лесной порт в этом месте — с намывом грунта и дноуглубительными работами — будут строить порядка 10 лет в районе Лесной гавани, Барочного, Восточного и Екатерингофского бассейнов. Дно углубят с 2 000 до 2 400 метров, территорий намоют 15 гектар, денег вложат — 2 млрд рублей. Остров хотят срыть, потому что судам нужно больше места для маневра. Экологи опасаются, что при дноуглубительных работах залежи нечистот поднимут со дна и растащат по всей акватории, хотя следовало бы вывезти их заранее. Грунт полужидкий — работы по его извлечению и транспортировке отравят жизнь всем жителям Канонерского острова. Да и складировать его негде.
Экологи опасаются, что при дноуглубительных работах залежи нечистот поднимут со дна и растащат по всей акватории, хотя следовало бы вывезти их заранее. Грунт полужидкий — работы по его извлечению и транспортировке отравят жизнь всем обитателям Канонерского острова.
Между тем, реконструкция портовых территорий — процесс, безусловно, нужный, хотя еще более грамотно, говорят чиновники, было бы добиться полного переселения порта. Порт в Бронке без труда подменит петербургский. В конце концов, Хельсинки и Роттердам пошли именно этим путем и не прогадали.
Однофамилец эксперта из ЭКОМа Андрей Карпов в 2004-2007 годах был председателем Комитета по транспортно-транзитной политике, и как раз шесть лет назад у нас была принята стратегия развития портовых территорий. По подсчетам экономистов и логистов, грузооборот порта не будет расти: что упущено в 90-е, то уже не вернешь. Больше 75 млн тонн в год через наш порт проходить не будет. Поэтому имеет смысл сосредоточиться на тех грузах, которые имеют значение для Петербурга, а транзитные — уголь, металлолом, дерево — перебросить в другие места.
По идее, горожан должно радовать, что на маргинальной Канонерке появятся новые офисные кварталы и жилмассивы. Но это будет еще нескоро, если вообще случится. По словам Андрея Карпова, основная проблема больших проектов — сменяемость власти. Мегапроект готовится десятилетиями, а потом приходит новый губернатор и говорит: не надо. В несостоявшийся «Орловский тоннель» вложили 1,7 млрд рублей. «Если порт выводить из города, то надо учитывать интересы инвесторов и иметь твердые гарантии, что мероприятие не сорвется ни через пять, ни через 10 лет. Если не выводить — то озвучить во всеуслышание, кто отвечает за это решение, чтобы город знал своих героев», — резюмирует Андрей Карпов.
Про людей
Когда Кривая дамба намывалась — а было это 100 лет назад — в тех краях еще можно было неплохо поохотиться на уток. Сейчас даже турухтанов не осталось. Зато остров заселен людьми, которым любая реорганизация может не понравиться, если она принесет с собой транспортные проблемы.
Ну а сегодня, если судить по интернет-форумам, у канонерцев две беды. Плохая транспортная доступность (тоннель и улицы делят между собой маршрутки и фуры). И грязь после пикников. В перспективе — третья проблема: ЗСД, что пройдет по территории острова и, возможно, через детский садик.
Про реконструкцию припортовых территорий жители попросту не знают. Потом им внезапно устроят общественные слушания, и на них, конечно, поднимется гвалт, но будет уже поздно. А может, все пройдет спокойно — это если горожане не будут обременены лишними знаниями.