Истории

Инфографика: рост цен на алкоголь в Петербурге

Литровая бутылка советского шампанского на новогоднем столе петербуржца будет стоить 209 рублей - на 30 рублей больше, чем сейчас. Литр водки за год подорожает на 30% — до 480 рублей. Но проблему алкоголизма простым повышением цен не решить: уже сейчас пьющие люди переходят с качественной водки на обыкновенную, которую проще подделать.

Алкоголь дорожает из-за высоких закупочных цен на спирт и акцизы, которые устанавливает Росалкогольрегулирование.
 
Согласно Концепции профилактики алкоголизма до 2020 года, потребление алкоголя в России должно снизиться до 5-8 литров в год на одного гражданина (включая младенцев). Нынешний уровень – порядка 15 литров. По степени алкголизации мы должны опуститься до уровня таких стран, как Япония, Норвегия и Киргизия.
 
Аналитический центр правительства Петербурга (ГУП «СПб ИАЦ») подсчитал, как будут расти цены на алкогольные напитки в нашем городе.
 
Аналитики отмечают, что на удорожании пива сказывается запрет на его продажу в ночное время, вступивший в силу 1 января 2013 года, запрет на продажу в местах массового скопления людей и ограничение на распитие в общественных местах. Кроме того, пивоваренные компании обязали устанавливать на производстве приборы учета готовой продукции. 
 
Рост цен на водку приведет к тому, что петербуржцы со средним достатком перейдут с нормальной водки на менее качественную. Считается, что ее проще подделать.
 
Наконец, аналитики отмечают: «Удорожание алкоголя окажет заметное влияние на годовую продовольственную инфляцию». Иными словами, ГУП «СПб ИАЦ» — «мозговой центр» Смольного — связывает рост цен на хлеб и другие товары первой необходимости с антиалкогольной кампанией федеральных властей.
 
И.о. директора петербургского филиала НИУ Высшая школа экономики Валерий Гордин считает, что повышение цен на алкоголь незначительно повлияет на цены товаров первой необходимости. «Доля расходов на такие товары уменьшается даже у малообеспеченных граждан. Это происходит потому, что  возрастает доля расходов на ЖКХ, транспорт и другие услуги, – поясняет экономист. – Именно это раскручивает маховик инфляции, а не рост цен на водку, который менее чувствителен для граждан». Так что подорожания хлеба напрямую вслед за водкой не будет.
 
Чего следует опасаться, так это появления черного рынка алкогольной продукции. По словам Валерия Гордина, он делится на три типа: «Первый тип — когда алкоголь полулегального промышленного производства незаконно реализуется в торговых сетях. Решение этой проблемы зависит от качества работы надзорных органов. Другое дело — когда люди продают то, что сами же изготовили. Тут решение упирается в систему участковых полицейских, которая у нас в последние годы резко ослабла. Наконец, люди могут добывать спирт лично для себя. Это практически неконтролируемо и в наибольшей степени зависит от ценовых игр правительства».
 
Профилактика алкоголизма путем повышения цен — бессмысленное занятие, считает петербургский нарколог Олег Стаценко. «Алкоголь — это просто вещество. Зависимость — это врожденное состояние, которое выражается в его потреблении. Если алкоголик не будет получать алкоголь, он примется за другие вещества, растворы, наркотики или транквилизаторы. Мы сто раз это проходили, повышение цен не дает никакого эффекта».
 
Национальный менталитет здесь ни при чем. «Мне рассказывали, что в Финляндии самогонщики вымораживают спирт: брагу заливают в пакеты, кладут в снег, вода замерзает, они сливают спирт и пьют, – продолжает нарколог. – Это реальная проблема в стране. Алкоголики не глупые люди. Они знают законы химии и физики».
 
По данным Росстата, легальное производство водки в России падает: в январе-июне 2013 года произведено около 30% водки от объемов производства 2012 года. 
share
print