Истории

Пользователи интернета сами ловят и наказывают спамеров

Все началось, когда 23-летнюю Диану засыпали спамом в социальной сети. Спам был разного рода. Рекламные объявления, приглашения на встречи, сообщения со ссылками на другие ресурсы. Диана терпела-терпела, а потом объявила спамерам войну.

За несколько дней приятель Дианы нашел номера мобильных телефонов и адреса электронной почты пользователей, рассылающих спам. Затем началась самая настоящая атака. Почту и телефон спамеров забросали звонками и письмами. На их страницах в интернете друзья, скооперировавшись, оставляли нецензурные картинки и комментарии. Результат не замедлил себя ждать. Через неделю спамеры отстали от Дианы, телефоны многих из них оказались выключены, а их страницы в соцсетях удалены. «Жить стало легче», — констатирует девушка.

95% пользователей интернета испытывают раздражение, неудобство и тревогу, когда получают спам. Такова статистика британского ведомства ICO (Information Commissioner's Office), которое занимается проблемами нарушения частного пространства в интернете. В Британии спамеров ловят и даже сажают. Подобную практику собираются внедрить и в России, где вот уже несколько лет звучат призывы к тому, чтобы ввести для спамеров уголовную ответственность. Сейчас спам регулируется законами о персональных данных, о рекламе, а также Уголовным кодексом — статьей о создании, распространении и использовании вредоносных программ для ЭВМ. Последняя предусматривает максимальное наказание в виде семи лет тюрьмы. Но в реальности привлечь спамера по этой статье практически невозможно. И, пожалуй, единственный громкий случай ее применения произошел еще в середине «нулевых». В 2004 году условное наказание получил челябинский студент, который, взломав рассылку сотового оператора, через СМС послал подальше 15 000 своих земляков.

В итоге со спамом начали бороться сами пользователи. Так, стихийно, образовалось движение за интернет, свободный от рекламных рассылок. Его участники — обычные люди, часто незнакомые друг с другом. Но обычные они лишь до тех пор, пока не обнаруживают в своем почтовом ящике спам. После этого они превращаются в охотников, жаждущих мщения. Они кооперируются в группы или действуют поодиночке, и тратят силы и время, чтобы испортить спамерам жизнь.

«Если речь идет о социальных сетях, то самое простое — это закидать спамера непристойными картинками», — друг Дианы, которая стала жертвой рассылок, отказывается представляться. Войну со спамом он — сотрудник солидной IT-компании — предпочитает вести инкогнито. «Второй уровень воздействия — это почта и мобильный телефон. Есть программы, которые настраиваются на непрерывный дозвон и отправку сообщений. И, в конце концов, ящик адресата просто лопается от переизбытка информации. Наконец, высший пилотаж — добыть личные контакты спамера и устроить ему горячую жизнь в «офф-лайне».

Нередко борцы со спамом действуют теми же методами, что и сами спамеры. Это неэтично и некорректно, говорят специалисты по сетевой безопасности. Педагога из Москвы Анну К. это вряд ли переубедит. Год назад  Анна создала сообщество в социальной сети для своих учеников. В нем она обсуждала с учениками вопросы своего предмета, давала комментарии к урокам. Летом, пока Анна была в отпуске, группу заполонили спамеры. Они оставили более двух десятков объявлений на стене группы — около трети из них составляли ссылки на ресурсы «для взрослых».

«Все это увидели дети!», — сокрушается Анна. Обычный учитель средней школы, теперь она верит: чтобы проучить спамеров, все способы хороши.

share
print