Ни обвислых грудей, ни пропаганды религиозной розни. Третью часть "райской трилогии" австрийского режиссера Ульриха Зайдля называют самым безобидным, самым зрительским фильмом из трех. Все, на что вы можете рассчитывать - целлюлитные бедра тринадцатилетних девочек, да юный толстяк, танцующий стриптиз. Отчего же так безнадежно от этой “Надежды”?
У Зайдля всегда тесно. Он помещает своих героев в душные комнаты, темные кухни, мрачные кабаки, крохотные авто. Место действия "Надежды" - санаторий в Альпах, экспериментальный лагерь для похудания с видом на тирольские дали, но горный простор - мнимый. Слева крыло, справа крыло, снизу квадратная лужайка, сверху сизое, грозовое небо. Альпийский пейзаж оказывается тесным, как однушка в спальном районе.
У Зайдля всегда скупо. Фильм снят в трех-четырех локациях - двор, спортзал, коридор, прокуренный врачебный кабинет. У доктора замашки педофила, но толстая Мелани влюбляется в него, как кошка.
У Зайдля всегда бесчеловечно, и мы знаем о Мелани все. Рост 164 см, объем груди - 105, вес - 81 килограмм и 300 граммов. Ей тринадцать, и у нее еще не было мужика. Она охотно рассказывает подружкам про поцелуи разной степени слюнявости, но мечтает о романтических отношениях. Зайдль держит людей за вещи, а вещи можно измерить в длину, ширину, глубину, с вещами все ясно: объем бедер - 107, хрен тебе, а не романтика
У Зайдля всегда красиво. Шестнадцать толстых детей, и Мелани среди них, выстроились перед физруком, неотличимым от всех физруков мира. Камера скользит по бессмысленным детским лицам. Шестнадцать толстых детей, маленьких ангелов в белом, ходят то направо, то налево, то приседают, то поют жуть какую веселую песенку про жир. Режиссер выкладывает из детских тел орнаменты, выстраивает величественные конструкции, как в "Триумфе воли". Только тут наоборот - триумф безволия: дети никогда, никогда не похудеют, потому что по ночам жрут всякую дрянь из холодильника и пьют австрийскую “ягу” - егермайстер из маленьких бутылочек.
Зайдль держит людей за вещи, а вещи можно измерить в длину, ширину, глубину, с вещами все ясно: объем бедер - 107, хрен тебе, а не романтика.
У Зайдля - неожиданно нежно. Мелани (Мелани Ленц) и Верена (Верена Лебауэр) - страшные, конечно, но довольно милые девчонки. Они еще дети (дерутся подушками и воруют шоколадки) , но они уже взрослые (бойко обсуждают преимущества минета перед миссионерской позой). Момент превращения во взрослого человека - вот что удалось ухватить Зайдлю. То, чем грезили Виго и Трюффо, то, что пыталась нащупать Гай Германика в своем единственном стоящем фильме - "Все умрут, а я останусь".
Но у Зайдля никакого школярства. Он холоден и расчетлив, в кадре мало предметов и вообще ничего лишнего, камера твердо стоит на треноге, обстановка - лабораторная. Режиссер с прищуром большого ученого исследует гибель всего прекрасного.
Фильм "Рай. Любовь" был про мать Мелани, жирную и бессмысленную секс-туристку, которой разбивает сердце кенийский жиголо с огромным членом. "Рай. Вера" - про тетю Мелани, старую бабу, помешанную на религии , которую предает сам Христос. Надежда умирает последней, и Зайдль очень сдержанно, очень осторожно рассказывает историю о том, как нежная детская плоть Мелани превращается в панцирь серой улитки.
Почему-то никто из российских критиков не обратил внимание на бесконечно прекрасную сцену в лесу. Старый доктор уходит за Мелани в чащу, и там, в Эдеме, почти голые, они смотрят друг на друга, как первые люди в шестой день творения. Тут бы и завалить толстушку в лопухи, но она делает первый шаг, и обнимает доктора как отца, которого у нее не было. Тем самым навеки отметая возможность пенетрации.
Ульрих Зайдль, господин этого тирольского рая, равно строг ко всем своим созданиям - он не оставил шанса даже старому мохнатому педофилу. Надежды нет, ребята. Надежды нет.
«Рай: Надежда» (Paradies: Hoffnung)
Страна производства: Австрия
Режиссер: Ульрих Зайдль
Авторы сценария: Ульрих Зайдль и Вероника Франц
В главных ролях: Мелани Ленц, Верена Лебауэр, Йозеф Лоренц, Вивиана Барш и другие
РЕЖИССУРА: 9 из 10
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 9 из 10
СЦЕНАРИЙ: 8 из 10