Нормальный правитель должен договариваться с общинами: где ставить мечеть, чтоб не раздражать население
8 августа из-за празднования Ураза-байрама в Петербурге закроют метро «Горьковская» (а «Петроградская» уже закрыта на ремонт). Новость об этом событии, опубликованная в сети «Вконтакте», за полчаса собрала 120 комментариев очевидного содержания. Число мусульман в Петербурге ежегодно увеличивается: по разным подсчетам, их от 500 тысяч до миллиона, а взаимопонимания не прибавляется. Стоит ли вообще его добиваться, этого взаимопонимания – поведал Роман МОГИЛЕВСКИЙ, руководитель Агентства социальной информации.
Нам, среднему человеку, трудно принять элементы чужой, в том числе религиозной культуры. Если улицы перегораживаются в честь чужого праздника – возможны вполне резонные претензии. Но на самом деле это проблема - что мы медленно принимаем глобализационные процессы, которые наблюдаются во всем мире. Очень болезненно настраиваемся на восприятие чужой культуры.
В школах, которые я изучал, широко была развита практика международного обмена: ребята ездили в Америку, в том числе те, кто к этой стране относился негативно. И после возвращения они, может, не стали относиться к ней лучше – но зато стали хорошо понимать. В наших исследовательских фокус-группах модератор задавал такой вопрос: нравятся ли вам обычаи иммигрантов. Нет, не нравятся. А что именно? Увы, не могут объяснить. А вот уважение к старикам, принятое на востоке – вы как воспринимаете? Все воспринимают положительно.
Если население настолько сильно не приемлет символы чужой культуры, значит надо ограничить приезд сюда ее носителей
Восприятие чужой религии – это по большей части культурологическая проблема. Тут нельзя отдавать процессы на самотек. В нынешней религии еще больше политики, чем раньше, а мы помним, что раньше религиозные распри вовсю использовались политиками для новых войн. Вывод – избиратель должен отдать предпочтение тому менеджеру, который решит эту проблему с пониманием, знанием дела и конструктивными идеями.
Правитель же, должен с самого начала понимать, как строить миграционную политику: например, договариваться с общинами, что участки для мечетей будут предоставляться не там, где хочется общине, а где они меньше будут раздражать население. Что это необходимые шаги для достижения понимания. Но если население настолько сильно не приемлет символы чужой культуры, значит надо ограничить приезд сюда ее носителей.
Но это обязательно влечет потери: экономического роста, обогащения чужим опытом.
Восток хорошо торгует, а мы до сих пор не умеем. Восток поставляет фрукты, а мы боремся с рынками, не задумываясь, где теперь будем покупать эти арбузы и персики.
Торговля должна осуществляться в цивилизованном русле – глобализации и взаимного культурного обмена. Надо сделать так, чтоб переезд способствовал нашему росту и развитию, причем, не только экономическому. Американцы со своей теорией плавильного котла полагают, что передовые носители разных культур выплавят какую-то единую – скажем, общеамериканскую культуру. Непередовые останутся вариться в своем соку. Разные национальные культуры дадут разные проявления на местах. Африканцы, например, привносят новые элементы в музыку. У нас вот африканцев мало, поэтому этого не замечаем. Правда, они еще обогащают криминальные структуры.
Да, религия - не культура. Музыканты не будут называть приверженцев другого музыкального течения «неверными» и косо смотреть на тех, кто не носит рэперские штаны. Политика и должна строиться на том, чтоб подтолкнуть к взаимопониманию, чтоб не было конфликтов. Блокировать кредо, что наша религия – единственная. А вот игнорировать религиозные разночтения ни в коем случае нельзя. Если это и предрассудок, то весьма распространенный.