Истории

Советы родителям: как справиться со страхом потерять ребенка

Многим мамам знаком страх потерять ребенка, где-нибудь забыть его, задавить во сне, оставить в незнакомом месте. «Маша-растеряша» - вот самое обидное для меня прозвище из детства. И вполне заслуженное: потерянного мною в детстве не перечесть. До сих пор во мне жив страх не найти на привычном месте нечто, дорогое сердцу.

Когда появился первый ребенок, страх потерять его где-нибудь перерос в паранойю вселенского масштаба. Стоило мне хоть на минуту отвлечься от ребенка — задуматься о постороннем, увлечься разговором с подругой — на меня, как ведро с холодной водой, обрушивалась паническая мысль: «Где ребенок?» И в те доли секунды, которые требовались моему мозгу, чтобы осознать, что сын рядом в коляске/мирно спит в кроватке/в гостях у бабушки, все внутри у меня холодело, а сердце (честное слово!) не билось.

Когда мои дети были дошкольниками, я устроилась в летний лагерь воспитателем, чтобы мальчишки отдохнули на природе и при этом были под моим присмотром. У меня на попечении был отряд самых младших: половина из них еще нечетко выговаривала собственное имя, большинство плакало по ночам и звало маму. В общем, работа была еще та. Нас даже не взяли играть в «Зарницу», к которой всю смену готовились целым лагерем. И вот к концу игрового дня ряды вожатых охватила паника: один из мальчиков-«разведчиков» не вернулся в свой отряд. С перекошенными от ужаса бледными лицами персонал лагеря половину бесконечной ночи искал пропавшего. Приехала милиция, женщины плакали, дети были перепуганы. Вожатая отряда билась в истерике: «Что я скажу его маме?» А мне хотелось одного: схватить своих сыновей крепко-крепко и больше никогда их не отпускать. В итоге мальчика нашли — он был очень горд, что вражеский отряд так и не смог его обнаружить. «Разведчик», натянув на голову свою черную футболку и присыпавшись землей, терпеливо лежал в тени деревьев несколько часов, а потом заснул. Разбудил мальчика поисковой отряд, наступив прямо на него. С тех пор от слова «зарница» меня бросает в дрожь.

Через несколько лет мои дети окончат школу. Их уже так просто, без протестов, не схватишь крепко, не прижмешь к себе. И не всегда я с уверенностью могу сказать, где они находятся в данный момент. Но когда вечером дома, наконец, собирается вся семья и я вижу любимые лица своих мальчишек, что-то внутри ослабляет тревожную хватку и мое сердце бьется ровнее.

Комментируют родители:

Ирина Родина

— Не представляю, как наши мамы обходились без мобильников. Я работаю допоздна, мужа нет, поэтому я по сто раз в день звоню сыну (11 лет). Зато всегда четко знаю, где он находится и с кем.

Инна Веслова

— Я уверена, что в таком большом и опасном для детей городе, как Петербург, малышей нельзя отпускать одних на улицу, как минимум, до 10 лет. Только в этом году я свою дочь стала отпускать играть в соседний двор с друзьями. Раньше было правило: пока я на работе, ей нельзя уходить из дома. А по выходным я всегда сидела на лавочке рядом, вязала или читала. А вот когда дочь уезжает в деревню, я даже не волнуюсь, что там может случиться?

Николай Касаткин

— Мы вслед за нашими многодетными друзьями купили сыну и дочери (восемь и девять лет) телефоны с установленной программой. Она шлет смски, где ребенок находится в данный момент. Еще по карте можно отслеживать их передвижение. Очень удобно, и жена перестала нервничать.

Ольга Колесниченко

— Мой сын-первоклассник в прошлом году ходил из школы самостоятельно: мы с мужем на работе, а бабушка  могла приходить только позже. С ним постоянно что-нибудь случалось: то бездомные собаки напугают, то пьяный под деревом лежит, то заиграется с ребятами и на звонки не отвечает. А с тех пор, как мальчика из их школы ограбили утром перед уроками (забрали мобильник), мы попросили пожилую соседку за деньги встречать и провожать ребенка.

Михаил Романов

— Я в детстве прятался от родителей, когда они собирались на дачу ехать, так как ненавидел работать на огороде. Они часами ходили по дворам, искали меня, звали. А я сидел в зарослях кустов под балконом и упорно молчал. Сейчас их очень жалко.

Полина Костюк

— Однажды потеряла пятилетнего сына в супермаркете. Шел большой поток людей, он выдернул руку и сразу исчез из поля зрения. Я сначала бестолково бегала туда-сюда, потом просто начала кричать, как сумасшедшая: «Саша, Саша!» И услышала рядом его громкий рев.

Комментирует специалист:

Елизавета Смирнова, психолог

— Многим мамам знаком страх потерять ребенка, где-нибудь забыть его, задавить во сне, оставить в незнакомом месте. Сильный беспочвенный страх может быть симптомом послеродовой депрессии и обычно проходит через месяц-два после родов. Сильные страхи мешают полноценно существовать и радоваться жизни, поэтому с ними надо бороться. Вести здоровый образ жизни, учиться позитивному взгляду на мир, стараться не смотреть жестокие фильмы, избегать негативных впечатлений.

Ребенок действительно может потеряться, и в людных шумных местах риск многократно возрастает. Понятно, что родители не могут запереться вместе с чадом в четырех стенах, поэтому если ребенок потерялся, не вините себя. Это не говорит о том, что вы плохой родитель. Дети очень непоседливы и, несмотря на все наши старания, мы не всегда можем их контролировать. Обязательно научите своего малыша золотому правилу: «Потерялся — стой, где стоишь». Не паникуйте — ведь умный и опытный взрослый здесь вы, а значит в ваших силах быстро разыскать свое чадо.

Когда ребенок нашелся, не ругайте его, даже если он действительно виноват — например, пошел без спросу в отдел с игрушками или заигрался с другом. Ребенок сам испытал сильный стресс, а теперь еще и очень боится вашего наказания. Лучше обнимите его, посмотрите в глаза, погладьте по спинке. Спросите, что он чувствует, и расскажите, что тоже очень испугались, пусть знает, что испытывать сильные эмоции в данном случае — совершенно нормально.

share
print