Всеволод Чаплин: Не стоит делать списки врагов. Даже с Маратом Гельманом, даже с FEMEN
«Люди пожилые стали в храме абсолютным меньшинством. За время службы я обычно причащаю около 50 человек, из них старушек – 2-3, а иногда ни одной», - протоиерей Всеволод Чаплин рассказал «МР» о том, как привлечь в Церковь современную молодежь. А также о том, как он относится к скандальному активисту Энтео, бывшему движению «Наши» и двусмысленной акции «Православный F.A.Q.».
Православный F.A.Q.
11 июля в Москве на Триумфальной площади прошел фестиваль «Православный F.A.Q». На акции были баннеры с репликами о том, почему православным быть выгодно; выставка неправославной иконы, где в качестве «святых» красовались Сталин и Ганди; компьютерная игра «Не пусти Pussy Riot в храм» (человечки в балаклавах пытаются проникнуть в церковь, а игрок при помощи крестика не пускает кощунниц); баннер со списком врагов православия – галеристом Маратом Гельманом, политологом Станиславом Белковским, участницами движения FEMEN и другими. Акцией руководил один из основателей движения «Наши» Борис Якеменко. Представители РПЦ не одобрили фестиваль.
Уличные акции и полезны, и нужны. Я убежден в том, что уличные акции будут происходить еще много раз. Как известно из истории, миссионеры проповедовали в том числе и на улицах.
Но конкретно в этой акции («Православный F.A.Q.» - «МР») было очень много постмодерна. Я не думаю, что нужно воспроизводить компьютерную игру («Не пусти PR в храм – «МР»); сама идея – отстреливать каких-то виртуальных существ при помощи креста – как-то странновато выглядит. Не нужно воспроизводить псевдоиконы, граничащие с кощунством. Не стоит делать списки врагов. Да, есть люди, которые негативно настроены к вере и Церкви, неотделимыми друг от друга. С некоторыми из этих людей мы продолжаем вести диалог, с другими за многие десятилетия этот диалог исчерпал себя, потому что люди не меняются. Но специально подчеркивать их проблемы я бы не стал, потому что задача христианина – не выявить врага, а сделать из врага друга. Иногда это получается, иногда нет. Когда не получается – что ж, об этом можно только скорбеть, но это не должно останавливать нас перед тем, чтобы говорить правду о Боге и человеке, об их отношениях, о рае и аде, о вечной жизни и вечной смерти. Об этом нужно говорить в том числе и в форме уличной миссионерской акции, но разговор о столь серьезных вещах не стоит сочетать с постмодернистской игрой.
Имеет право на жизнь мнение о том, что акция на Триумфальной площади была несамостоятельной. Стоит отметить, что организаторы акции не обращались ни в одно церковное учреждение, чтобы посоветоваться. При этом те же самые люди – Борис Якеменко и его окружение – некоторое время назад всегда советовались при организации акций. Что-то мы корректировали. Когда те же люди устраивали православную смену на Селигере, мы очень внимательно и серьезно следили за этим. На этих сменах были глубоко верующие люди, очень активные. Доводилось исповедовать людей, совершать крещения, венчания. И все это было очень серьезно. Я не приемлю разговоры некоторых православных блогеров о том, что с бывшим движением «Наши», с людьми, которые когда-то в него входили, не может быть связано ничего хорошего. Это, к счастью, не так. Но вот данная акция стала для меня неожиданной. Я о ней узнал из СМИ, уже после проведения.
Дмитрий Цорионов (Энтео)
Самый одиозный из православных активистов, руководитель движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов, он же Энтео, многим памятен по акциям со срыванием «кощунственных» футболок. Так, в день вынесения приговора Pussy Riot Энтео и другие активисты заставляли посетителя московского кафе снять футболку с надписью «Богородица, Путина прогони!». Другой эпизод произошел в конце августа 2012 года: Цорионов сорвал майку, на которой была изображена Богородица в балаклаве, с мужчины на Павелецком вокзале. В последнее время новости об Энтео носят, скорее, мирный характер: так, на днях активисты «Божьей воли» провели в Москве профилактическую беседу с чернокожими мигрантами из Франции, которые распространяли журнал «Флирт», рекламирующий интимные услуги. Никто не пострадал.
Эти люди делают много хорошего и правильного. Но есть вещи, которые я бы на их месте не делал: это срывание маек, сожжение в публичном месте литературы политических оппонентов – все это действия на грани, а то и за гранью закона, и их надо избегать. Я об этом несколько раз сказал господину Цорионову. Я надеюсь, что он это услышал. По крайней мере, последние его действия, как мне кажется, были очень разумными.
К сожалению или к счастью, современный человек практически не способен воспринимать длинные фразы. Ему нужно сказать что-то очень громко, очень кратко и предельно понятно. Нравится это кому-то или нет, но это так. И поэтому язык, которым нужно говорить с современными молодыми и не только молодыми людьми, это язык личного примера, язык улыбки, язык горящих глаз, это язык понятных текстов. Состоящих, может быть, из пяти, максимум десяти слов. Притчи Христа – это очень короткие повествования. Многословие – одна из характеристик язычника.
Молодые и Церковь
Люди пожилые стали в храме абсолютным меньшинством. За время службы я обычно причащаю около 50 человек, из них старушек – 2-3, а иногда ни одной. Молодые люди сейчас осваивают пространство Церкви, приходят со своими инициативами. В храме чего только нет: и реконструкторы, и спортивные мероприятия, и интернет-инициативы, и организация юных разведчиков. Все это придумало не духовенство, а молодые люди.
Язык, которым нужно говорить с современными молодыми и не только молодыми людьми, это язык понятных текстов. Состоящих, может быть, из пяти, максимум десяти слов. Притчи Христа – это очень короткие повествования. Многословие – одна из характеристик язычника.
Вообще, за последнее время людей в Церкви стало очень много. Скажем, мы не думали, что к кресту, на котором был распят Андрей Первозванный – святыни малоизвестной - придет поклониться столько народа (за три дня к Казанскому собору в Петербурге поклониться кресту пришли 113 тысяч человек – «МР»). На фестиваль «Царские дни» в Екатеринбурге приехали десятки тысяч человек. Причем люди приезжают не в место, где им дадут бесплатного холодного пива и будут развлекать, а в место, где их ожидает, как минимум, четырехчасовая служба. Так что скрепы духовной силы в народе есть, и я надеюсь, что люди относятся к вере по-доброму, серьезно.
Для молодого же человека естественно искать истину, искать Бога. Ничего удивительного в этом нет. Я сам начал задумываться о Боге, правде и смысле жизни в 11-12 лет и буквально через два года пришел в Церковь. Причем это было в советское время.
Всеволод Чаплин родился 31 марта 1968 года в Москве. Священник Русской православной церкви, протоиерей. С 2009 года – председатель Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества Московского патриархата. Является настоятелем московского Храма святителя Николая на Трех Горах.