Шесть новых правил для велосипедистов
Министерство транспорта подготовило поправки в правила дорожного движения, большинство из которых касаются велосипедистов. «Мой район» вчитался в текст поправок и поговорил с экспертами, чтобы узнать, как изменится жизнь обладателей двухколесного транспорта.
Общественное обсуждение поправок ведется на сайте http://regulation.gov.ru и завершится 26 июля. После этого они будут внесены на рассмотрение в Госдуму.
1. Велосипедом будет считаться не только «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой людей» (пункт 1.2 нынешних правил), но и электровелосипед с двигателем мощностью не более 250 Вт.
Павел Семенов, велосипедист: «Максимальная скорость электровелосипеда с мощностью 250 Ватт – 25-27 км/ч. В Европе скорость автомобилей в жилых зонах ограничена 30-60 км/ч. Велосипедист с 250-ваттным движком без проблем едет по дороге – его никто не обгонит, не подрежет. В Петербурге я пробовал прокатиться на немецком электровелосипеде с движком 250 Ватт. Максимальная удобная скорость у него – 27 км/ч. Для Европы достаточно, но для России опасно! Справа от меня из-под «морковки» (знак «уступи дорогу») со второстепенной дороге вдруг выносится машина на 80 км/ч! На таких маломощных велосипедах просто невозможно будет ездить при российских скоростях».
2. Понятия «велосипедная дорожка» и «пешеходная дорожка» появились в правилах дорожного движения в 2008 году, правда, без определения. Поправки Минтранса устраняют этот пробел. Также вводятся понятия «велопешеходная дорожка» и «велосипедная полоса движения». Чем же они отличаются?
Пешеходная дорожка. Часть обычной дороги – в таком случае она должна быть конструктивно отделена от проезжей части – либо отдельная дорога, предназначенная для пешеходов, и велосипедистов младше семи лет, и перевозящих ребенка младше семи лет. Она может обозначаться горизонтальной разметкой с традиционным знаком пешехода.
Велосипедная дорожка. Часть дороги, конструктивно отделенная от проезжей части, или отдельная дорога для движения на велосипедах и мопедах. «Пешики» могут двигаться по велодорожке, если рядом нет предназначенной им дорожки или тротуара. Велодорожка обозначается горизонтальной разметкой с изображением велосипеда.
Велопешеходная дорожка. Совмещенная дорожка для покатушек и прогулок. Или разделенная – в таком случае она делится на две половины: левая для велосипедистов, правая для пешеходов.
Илья Гуревич, почетный председатель клуба «Велопитер» (принимал участие в разработке поправок): «Сейчас в Петербурге ведется дискуссия по поводу велоинфраструктуры. Выясняется, что многое в правилах дорожного движения не позволяет реализовать ее на европейский манер. Велопешеходных дорожек очень много в Европе. Когда мы едем по тротуару на Невском, мы видим такое количество людей, что смешивать их с велосипедистами нельзя. А где-нибудь в промышленном районе, где ходит один человек в полчаса, – можно. По нынешним правилам совмещенные дорожки невозможны».
Велосипедная полоса движения. Отличается от дорожек тем, что не может быть отделена от проезжей части. Предназначена только для велосипедов и мопедов. На ней запрещена остановка машин.
3. Минтранс предлагает новое правило: при повороте налево и направо водитель обязан уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.
«Эта норма акцентирует внимание на велосипедистах, – поясняет Илья Гуревич. – Когда автомобилист поворачивает направо, он пропускает пешеходов на перекрестке. Про велосипедистов в нынешней редакции ПДД ничего не сказано. Часто водитель дает газу, не убедившись, что справа не стоит велосипедист. Это приводит к ДТП».
4. В настоящей редакции ПДД лица моложе 14 лет вообще не имеют права кататься на велосипеде по дорогам. Минтранс предлагает совместить закон с реальностью: дети до семи лет получат возможность кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам. Дети от семи до 14 – также на велосипедных и совмещенных дорожках и на проезжей части, но только в сопровождении взрослых и в застегнутых шлемах.
Илья Гуревич: «По действующим правилам дорожного движения, дети до семи лет могут перевозиться взрослыми по дорогам, а с 14 лет – ездить самостоятельно. С семи до 14 лет получается вакуум. Велотуризм, когда дети с родителями выезжают куда-нибудь в Ленинградскую область, формально запрещен. Но дети все равно ездят! Может, не в мегаполисах, но страна состоит не только из Москвы и Петербурга. Надо повысить безопасность детей».
Павел Семенов: «Следует учесть, что дети на подростковых велосипедах малозаметны. Нужно законодательно обязать их носить светоотражающие жилеты или одежду ярких цветов с площадью светоотражающих элементов не менее 5%. Детские и подростковые велосипеды при выезде на проезжую часть должны быть оборудованы габаритными флажками, чтобы быть заметными из транспорта с высокой посадкой водителя – автобусов, грузовиков».
5. Велосипеды с поперечным габаритом не более одного метра, смогут двигаться в два ряда. Раньше допускался только один ряд (пункт 24.2 правил).
6. Там, где власть соизволит построить велодорожки, обладатели двухколесного транспорта смогут двигаться только по ним. Никаких выездов на проезжую часть. Исключение – если на велодорожке окажется препятствие, тогда разрешается выезжать на безрельсовую часть автомобильной дороги. Велосипедистов, которые от отчаяния двинут по шпалам, ГИБДД будет нещадно штрафовать.