Истории

Рецензия: «Тихоокеанский рубеж» - мой ласковый и нежный робот

Без рассуждалок и проволочек, которые так портят блокбастеры последних лет, Гильермо дель Торо вводит зрителей в курс дела. Через некую фантастическую дырку в пространстве на Землю прут кайдзю - инопланетные подводные монстры, которые, впрочем, прекрасно чувствуют себя и на земле: в доказательство приведены живописные руины Сан-Франциско. Конец нашей жалкой планетке. Но не тут-то было.

В Российский прокат вышел фильм «Тихоокеанский рубеж». Чтобы получить от фильма удовольствие, надо иметь минимальное представление о двух почтенных жанрах японской фантастии: меха (фильмы и книжки про огромных боевых роботов) и кайдзю (фильмы и книжки про огромных агрессивных монстров).  «Тихоокеанский рубеж» - на стыке: в нем роботы мочат монстров, а после монстры роботов. Дель Торо действует как Тарантино, а до того - Годар: воскрешает не очень серьезные, не самые пристойные и просто экзотические формы искусства, чтобы скроить из кусков что-то самобытное.

Тут в каждом кадре чудится ирония. Разорванные в клочки Золотые ворота, а после - раздавленный «апельсин» сиднейского оперного театра - это слишком похоже на знак, насмешку гения над жанровыми штампами. Все - подозрительно: слишком картонные герои произносят слишком героические фразы. Но это не раздражает, потому что тут не играют в реальность, тут сказка.  Дель Торо все-таки интеллектуал - достаточно вспомнить  «Лабиринт Фавна» - и его голливудские фильмы при всей внешней глупости довольно тонки, он чувствует оттенки жанра. 

Впрочем, это ничуть не пародия и даже не постмодернистское кино. Да, роботы исполнены в духе ар-деко (по матушке происходят от Крайслер-билдинг, а по батюшке - от здания МГУ). Да, морские сражения сняты по мотивам японских гравюр. Но это не пастиш, а оммаж - не игра в стили, а дань уважения вдохновителям. На самом деле дель Торо снял свой фильм про роботов и монстров почти с нуля, не оглядываясь даже на «Годзиллу».

Получилось и свежо, и наивно - в общем, как надо. Глуп тот зритель, что обвинит этот фильм в глупости, несчастен тот физик, что заметит нарушение законов физики. Да, робот лупит монстра круизным лайнером. Да, чудовище с пятерых динозавров размером гонится по разрушенному Токио за маленькой девочкой. Нелепости? Но тут не надо использовать здравый смысл, это чистая, каллиграфическая, японская красота. 

Этот дивный мир обильно населен, и далеко не роботами. Мы уже забыли, что крупнобюджетное кино может быть актерским. Не в том смысле актерским, чтобы Брэд Питт собой любовался, а в том смысле, чтобы актеры что-то такое играли. В «Тихоокеанском рубеже» - россыпь ролей второго плана. Фантастичен дуэт двух сумасшедших ученых: биолога (Чарли Дэй) и математика (Берн Горман)  - убогие и  кривобокие ботаники оказываются достаточно отвязными, чтобы ради науки совокупиться с мозгом умирающего монстра. В эпизодической роли скупщика внутренностей в кадр врывается Рон Перлман - он же Хеллбой - любимый актер дель Торо. Злобный эксцентричный приколист в золотых туфлях - жаль, что за роли третьего плана не дают «Оскары». Гений дель Торо осеняет даже двух русских пилотов, которые появляются ровно на 14 секунд, но продумана каждая деталь их появления - вплоть до коронной фразы «Русские могут все достать» (это про паленую атомную бомбу, разумеется).

С протагонистом хуже: в главной роли пилота боевого робота с трудной судьбой - невыразительный сериальный актер Чарли Ханнем. Зато партнершу ему подобрали знатную. Ринко Кикути - любимая японка всех мексиканцев, звезда фильмов Иньярриту - хороша и в «Рубеже». Азиатка с дикой, преувеличенной мимикой, ожившая героиня из аниме. Сильная, как сто монстров, и слабая, как может быть слабой только маленькая японская девочка - обнять и унести ее подальше от всех этих гадких щупалец.   

Роботы, монстры и маленькие девочки - все фетиши фанатов аниме, но именно этим людям фильм может не понравиться: он очень западный, очень европейский и снят с пренебрежением с канонам. Блаженно-глупый и оглушительно красивый,  «Тихоокеанский рубеж» - отличный способ провести летний вечер. 

Тихоокеанский рубеж (Pacific Rim)

Страна производства: США

Бюджет: 180 млн долларов

Режиссер: Гильермо дель Торо

Автор сценария: Тревис Бичем

В главных ролях:  Чарли Ханнем, Идрис Эльба, Ринко Кикути,  Рон Перлман,  Чарли Дэй, Берн Горман и другие


СПЕЦЭФФЕКТЫ: 8 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 7 из 10

РЕЖИССУРА:  7 из 10

СЦЕНАРИЙ: 5 из 10

share
print