Подбрось-ка, дядя! В каких районах города водители подвезут бесплатно
Способны ли автомобилисты-частники взять пассажира без денег? И тем самым перейти из разряда «бомбилы»-нелегала, за которым охотится полиция, в категорию «хороший человек»? Корреспондент «Моего района» две недели пытался ездить на частных авто, не платя.
Московский вокзал. Мы с женой только что сошли со столичного поезда и голосуем на Лиговском проспекте. «Куда?», - спрашивает водитель остановившейся «Мазды». «Петроградская, - говорим мы и мнемся. - Только это... У нас нет денег». Гамма чувств, которая отображается на лице водителя, больше всего напоминает мимику героев кукольного «Маппет-Шоу». Сначала у водителя отваливается челюсть (как у лягушонка Кермита). Потом челюсть начинает непроизвольно открываться и закрываться (так делает Кермит, когда возбужден). Потом «Мазда» исчезает из нашей жизни навсегда.
Водители следующих трех-четырех машин ведут себя так же. Их пробивает нервный тик, и они уезжают, ничего не говоря. Только один позволяет себе комментарий: «Идите что ли на паперть. Когда насобираете денег, возвращайтесь». Мы уныло спускаемся в метро. Итог первого дня эксперимента — полный провал.
Следующие 13 дней мы ловим частников, когда нам нужно и не нужно. Мы чувствуем себя как те люди, которые раздают флаеры у метро. На тебя выливают ведра презрения, но взамен в душе зреет протест: ты протягиваешь флаеры еще нахальнее, чтобы уже окончательно всех достать.
«Подвезете до конца этого дома? Денег нет». «Подвезете до магазина? Только заплатить не смогу». «Подвезете бесплатно до пивной? Будет плюс вам в карму». Удача! До конца дома соглашаются подвезти сразу двое человек. Один высаживает нас у конца одного дома, и тут же до конца следующего дома нас подхватывает другой. Мы решаем, что это — вполне себе способ передвижения, и формулировку «до конца дома» нужно запомнить.
Мы прибегаем к хитростям, и выясняется следующее. Если жена голосует одна, примерно, каждый третий, кажется, согласен подвезти ее бесплатно. Но при этом все они, уже дав согласие, срываются с места и уезжают, когда из-за угла появляюсь я.
Со временем определяются и вероятности. Если при разговоре с водителем хотя бы в двух словах объяснить, почему денег нет — больше вероятность, что подвезут. «Забыл деньги дома», «Задержали зарплату», «Выпали из кармана» - после этих фраз нас взяли два водителя из десяти. Если ничего не объяснять — взяли ноль водителей из десяти.
В конце концов, мы решаем, что объяснения это для слабаков. И теперь, ловя машины, говорим правду: «Подвезете? Деньги есть, но жалко». Результат: ноль водителей. Но, по крайней мере, у трех мы вызвали добродушную ухмылку.
Вкратце результаты исследования. Остановлены: около 50 водителей на Невском проспекте и соседних улицах. Согласились подвезти бесплатно — двое (один вез до Марсова поля, другой до метро Горьковская). В районе станции метро Озерки — 9:0. В районе метро Приморская — 15:1 (довез до Адмиралтейского моста). У метро Петроградская — 25:2 (оба везли до конца дома). У метро парк Победы — 10:0.
Выводы: мир не без добрых людей. Но без крайней необходимости их доброту лучше не испытывать.