Новости

Любовные истории о Петербурге – искусство или предательство

Именитые иностранные режиссеры снимут серию короткометражных фильмов об иностранцах в Петербурге. Так наш город вслед за Парижем, Нью-Йорком и Берлином присоединится к международной киносерии «Города любви». Подробности рассказал «Моему району» петербургский продюсер Виталий Ерошеня.

 
На питчинге (презентации с целью привлечения инвесторов) Московского кинофестиваля в июне 2013 года представлен проект фильма «Санкт-Петербург, я люблю тебя». Продюсеры Виталий Ерошеня и Илья Цофин из компании Lyceum Production собираются начать съемки осенью 2014 года. 
 
Признания в любви к городам – это международная франшиза: известные режиссеры приезжают в Париж, Берлин или Нью-Йорк и снимают короткометражные фильмы в неких заданных обстоятельствах. Киноальманахи обычно попадают в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а фильм «Париж, я люблю тебя» несколько месяцев шел в Доме кино.
 
По словам продюсеров, возможностью снять по новелле уже заинтересовались Тиль Швайгер («Достучаться до небес»), Жако ван Дормаль («День восьмой»), Софи Лелуш («Париж-Манхэттен»), Анн Фонтен («Коко до Шанель») и Дито Цинцадзе («Потерянные убийцы»). Контракты ни с кем из них пока не заключены.
 
«МР»: Города, которым режиссеры уже признавались в любви – Париж, Нью-Йорк, Берлин, Гавана – очень эклектичны и многолики. Принято считать, что Петербургу удалось сохранить единый стиль – это имперский северный город. Не померкнут ли простые человеческие истории на фоне этого стиля?
 
Виталий Ерошеня: Фильм снимается для абсолютно разных аудиторий. Для людей, который знают Петербург, и для людей, которые никогда о нем не слышали. Тут ничего не померкнет, потому что у каждого свой Петербург. Вы озвучили одну из версий, с чем город ассоциируется, например, у вас. А для кого-то Петербург – совершенно другой, разбитый грязный город с убитыми дорогами. Для кого-то это город романтики. И так далее...
 
– Авторы альманаха «Париж, я люблю тебя» (2006) изначально собирались посвятить по главе каждому городскому округу. В «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2009) есть сквозной персонаж. А вы как собираетесь организовать фильм композиционно?
 
– Мы приглашаем иностранных режиссеров, за исключением, может быть, одного-двух российских. Хотим показать Петербург глазами иностранцев. У каждого режиссера из Испании, Германии, Франции и так далее – будет человек из этой страны, который приезжает в Петербург, и здесь с ним что-то происходит. Мы не будем разбивать части альманаха на районы, но композиционно это будет приключение иностранцев в Петербурге.
 
Мы постараемся максимально охватить город, будем контролировать, чтобы истории не снимались в одном месте. Абсолютно разные локации, минимум съемок в помещении, максимум на натуре. Город, вроде, и главный герой, но важны люди, их отношения на фоне города. 
 
– Как создать из нескольких короткометражек единое целое? Ведь кто-то всегда слабее, кто-то сильнее.
 
– Вы же понимаете: киноальманах не может быть единым целым. У каждого режиссера свой стиль, свое видение. Не буду сейчас рассказывать всех секретов, но мы, естественно, дадим авторам вводные данные, некие рамки, чтобы не пускать их в свободное плавание. Иначе мы получим кашу, которую, действительно, тяжело будет собрать воедино. 
 
– В «Нью-Йорк, я люблю тебя» фокус-группа не отобрала фильмы Андрея Звягинцева и Скарлетт Йоханссон. Вы планируете использовать такой метод отбора, когда уже все будет снято?
 
– Думаю, что нет. В Нью-Йорке была другая история. Был единый персонаж, которого использовали на протяжении всего фильма. Такие были вводные данные. Насколько мне известно, Звягинцев и Йоханссон немного не услышали идею продюсеров и делали кино, которое сильно отличалось от остальных частей альманаха. Это даже без фокус-группы было понятно. Не знаю, как снимут режиссеры, с которыми мы договариваемся. Мы поставим рамки, будем присутствовать на съемках, но никакой гарантии, что из этого получится единое целое, нет. Это киноальманах с абсолютно разными историями.
 
– Можно ли делать такой проект без бюджетной поддержки?
 
– Мы надеемся на финансовую поддержку правительства Петербурга и министерства культуры. Конечно, нельзя! Это абсолютно некоммерческое кино. Киноальманахи никогда не собирали денег. Поэтому мы планируем заручиться поддержкой государства.
 
– Что иностранцы не знают о нашем городе?
 
– Была забавная реклама брендингового агентства «Волга Волга», где по Эрмитажу ходят медведи и в конце такая фраза: «No bears, just beauty!» («Никаких медведей – только красота»). Многие думают про Россию, что это белые медведи, водка, пляска... Я не знаю, чего иностранцы не знают о Петербурге. Но если кто-то здесь не бывал, мы как жители этого города, как люди, любящие этот город, постараемся показать его таким, каким мы его любим. Приложим максимум усилий к тому, чтобы иностранцы тоже влюбились в Петербург.
 
Скептически к идее создания альманаха «Санкт-Петербург, я люблю тебя» относится кинообозреватель ИД «Коммерсант» Михаил Трофименков:
 
– Проекты объяснений в любви к городам получаются необязательными, слащавыми и в целом неудачными. В каждом киноальманахе есть замечательные новеллы, например, новелла братьев Коэнов в «Париж, я люблю тебя» – она как раз противостоит основной массе сентиментальных новелл. 
 
Возможный альманах о Петербурге в нынешних исторических условиях может быть только фильмом протеста и фильмом исключительно русских режиссеров. Причем не именитых, а тех, кто работает в документальном кино или перебивается на телевидении поденщиной в ожидании, пока им выпадет шанс, до 50 лет, или пока они не умрут. Это должен быть фильм о разгроме Петербурга, который происходит уже десять лет. Не только о разрушении его исторического облика, но и об уничтожении символических столпов – Ленфильма, Военно-морского музея, Публичной библиотеки, Исторического архива. Должно быть не слюнявое объяснение в любви, а политический фильм в защиту Петербурга. Иностранным режиссерам до лампочки наши проблемы. Объясняться в любви Петербургу сегодня – это предательство Петербурга. 
 
Признания в любви к городам

Официальные части франшизы:
 
«Париж, я люблю тебя» (2006). 18 частей почти обо всех районах города. Режиссеры: Гас Ван Сент, братья Коэны, Жерар Депардье и Фредерик Обюртен, Александр Пэйн и другие.
 
«Нью-Йорк, я люблю тебя» (2009). Считается менее удачной. 11 новелл – любовных историй. Режиссеры: Бретт Рэтнер, Аллен Хьюз, Шехар Капур, режиссерский дебют Натали Портман и другие.
 
Готовятся к выходу фильмы про Берлин (2014), Шанхай и Рио-де-Жанейро.

Неофициальные части: «Москва, я люблю тебя» (2010) и «Гавана, я люблю тебя» (2012).