«Грантоеды»: боевые правозащитники против ОМОНа и НТВ
21 июня ОМОН штурмом взял офис правозащитной организации «За права человека» в Москве. Во время штурма присутствовали корреспонденты НТВ, и во вторник, 2 июля, показали фильм «Грантоеды» о лидере организации, оппозиционном правозащитнике Льве Пономареве. Оказалось, что 72-летний мужчина чуть не убил законопослушных полицейских и журналистов, пытавшихся остановить его перед продажей Родины.
72-летний Лев Пономарев из движения «За права человека» держит оборону у себя в кабинете. Кажется, он вот-вот порвет на себе матроску и пойдет в штыковую. Боевые правозащитники наносят точечные удары по здоровенному корреспонденту НТВ, после чего тот падает на пол и заводит речи о ненасилии. Любительская камера журналиста летит в окно. «Я ожидал это от кого угодно, но только не от них», – комментирует ударенный. Обалдевший опер получает обвинение в домогательстве от сотрудницы офиса, в окно лезут все новые и новые полчища правозащитников. Особое удовольствие для авторов расследования – показывать, как протискивается в проем лидер «Яблока» Сергей Митрохин.
Наконец, в офис приходит ОМОН, Пономарев передает документы движения в окно, чтобы их выбросили на помойку. Именно на помойке энтэвэшники находят «неопровержимые доказательства» того, что Пономарев собирался отдать Курилы японцам, сотрудничал со шведской разведкой, отмазывал шпионов и помогал уголовникам устанавливать свои порядки на зоне. Это его имейлы и платежные ведомости. Все ужасного качества и демонстрируется бегло. Зрителя словно бьют кипой бумаг по башке.
Слово предоставляется самому правозащитнику. Он дает интервью на фоне красной подсветки. Достаточно хотя бы раз посмотреть криминальную хронику на НТВ, чтобы запомнить: такой обычно подсвечивают уголовников. Пономарев, не смущаясь, рассказывает, что правозащита – это призвание, и что он получает удовольствие от работы. На съемках скрытой камерой слышно, как он просит деньги у грантодателей. Все сопровождается невероятным количеством вставок длиной от одной сотой секунды с американскими флагами, подмигивающей статуей свободы, легкими прикосновениями к разбросанным на столе банкнотам, зрачками Пономарева, его усами, бородой и грустной интеллигентской улыбкой.
Ближе к концу 15-минутного фильма появляются эксперты по государственной безопасности без мимики на лице и, кажется, даже не моргающие. На фоне синей подсветки, которая символизирует добро, они рассказывают, что в январе 2013 года у движения «За права человека» закончился договор с правительством Москвы на аренду офиса в Малом Кисловском переулке. И что Пономарева неоднократно просили этот офис освободить, но тот специально пошел на конфликт. И что в документах, найденных на помойке, хватит оснований для уголовного дела.
В качестве крещендо журналисты НТВ показывают выволакиваемых из помещения правозащитников и архивные съемки Пономарева с советскими правозащитниками, которых, по мнению редактора журнала «Национальная оборона», «пестовали американские спецслужбы». Эксперт настолько похож на робота, что приходится делать специальную перебивку, как у него двигается рука. Фильм «Грантоеды» заканчивается на русофобской ноте: «В Америке организацию наподобие «За права человека» давно бы закрыли. Там умеют защищать свои интересы».
Между тем, Лев Пономарев написал в прокуратуру о совершенном в отношении него и его сотрудников преступлении. По его словам, он оплатил аренду офиса «За права человека» до августа 2013 года. В заявлении говорится: 21 июня при штурме офиса «полицейские сломали в кабинете столы, стулья, уронили стоящие на столах компьютеры и испортили другое имущество в моем кабинете». Сотрудники, одетые в форму ОМОНа, нанесли Пономареву и другим правозащитникам «удары руками и ногами по голове, по телу, по рукам и ногам». «Мне нанесли не менее 15 ударов. Грубо схватив меня за одежду, меня столкнули с лестницы и практически выкинули из дверей офиса на асфальт улицы», – пишет герой фильма НТВ. На фотографиях он опознал в человеке, который его выволакивал, начальника Управления координации деятельности по противодействию коррупции Москвы.