Истории

РПЦ при Путине будет занимать бОльшие позиции в жизни государства, чем сейчас

Президент Санкт-Петербургского центра религиоведческих исследований Владимир Егоров о проблемах, которые повлечет за собой подписанный 30 июня президентом Владимиром Путиным «Закон о защите чувств верующих» и о том, почему в Петербурге стало больше мусульман.

РПЦ и государство

Религия начинает возвращаться в общественную жизнь, и это происходит не только в нашей стране, но и во всем мире. В России - новый Патриарх, который очень много делает, чтобы вернуть религию в общественное пространство – например, в армию, светские учебные заведения, в социальные институты и др. Сейчас - с одной стороны - государство пытается опереться на православную церковь как религию большинства, а РПЦ, в свою очередь, пытается установить новые отношения с государством, которых не было ни в советское время, ни в перестроечные годы.

Почему государству так важна поддержка РПЦ МП? Есть такое понятие – гражданская религия: для всякой власти важно иметь духовную основу и поддержку своей власти.  Для нашего государства этой поддержкой, несомненно, всегда была РПЦ. Кроме того, у нас нет другой силы, к которой бы себя причисляло 2/3 населения России. РПЦ - это мощнейший институт, с которым можно и нужно работать. Понятно, что пока эта работа идет очень неровно.

Заметно ли излишнее давление на общество? Всегда есть ретивые люди, которые «продавливают» решения. Например, создание института капелланов в армии – чтобы принять это решение, наверняка, нужно было повлиять на кого-то в Министерстве обороны, ведь по Конституции церковь отделена от государства.

Путин и РПЦ

При этом мы видим, что президент Владимир Путин подчас дистанцируется от Патриарха Кирилла – например, когда происходили инаугурации президента, Ельцин ездил к Алексию, а Путин не ездил (Патриарх Кирилл был на инаугурации, но отдельной поездки не было). Путин занимает взвешенную позицию, не дает никаких заявлений по поводу особых отношений власти и РПЦ. Президент совсем недавно был в крупнейшем российском дацане, но это не так транслируется СМИ, потому что буддистов - 1% населения. Есть и другие конфессии, с представителями которых Путин встречался. Это нормально, что президент не сильно сближается с церковью – люди должны чувствовать, что он не «под РПЦ», даже если и считает себя православным.

Вообще, РПЦ при Путине будет занимать бОльшие позиции в жизни государства, чем сейчас. БОльшие, но не кардинально: РПЦ достигнет планки, выше которой уже не перейдет. Собственно, она уже близка к максимуму. «Максимум» будет выражаться таким влиянием на политику, когда настроение и паствы, и иерархов РПЦ будут оказывать влияние на общество.

Защита чувств верующих

Закон о защите чувств верующих – следствие сегодняшнего влияния церкви на общество. Десять лет назад этот закон был бы не возможен, потому что тогда РПЦ не имела той силы, которая у нее есть сейчас. Депутаты Госдумы в большинстве своем – люди 50-60 лет, взращенные еще в советское время. Они тоже резко перешли к введению духовности – понятно, что зачастую они лоббируют интересы РПЦ, причисляя себя к ней.

Но депутаты не понимают, что этот закон должен работать и на малые религиозные группы – здесь и начнутся проблемы. Вспомним, как в одном из городов России к свидетелям Иеговым зашел пьяный представитель администрации, достал револьвер, начал стрелять в потолок и сказал, что «разгонит всех сектантов». Или как в Москве к кришнаитам-вегетарианцам пришли люди, представившиеся православными, - с тушенкой. Это оскорбление чувств верующих. Но пока у депутатов этого понимания нет – им кажется, что они защищают чувства православных.

Конфессии

В Петербурге меняется соотношение верующих разных конфессий: однозначно, стало больше мусульман. По статистике, сейчас их в России примерно 6,5% и это очень большая цифра. Для примера - католиков всего несколько сот тысяч (это меньше 1%). Опасности в увеличении количества мусульман я не вижу, потому что мусульмане-нерадикалы – это богопослушные люди. Опасность в том, что их не принимают коренные жители, проблема в неконтролируемых миграционных процессах.

Кроме того, сейчас мощнейшее  движение набирает социальная деятельность протестантских церквей, появляются новые религиозные движения – например, развивается саентологическая церковь.

Новое в религии

Появляется новое поколение молодых священников РПЦ, которые имеют не только теологическое, но и светское образование. Это важно - священникам очень важно понимать, чем общество дышит, как живут малые религиозные группы, новые движения.

Мы видим, что происходят контакты между РПЦ и христианскими организациями других стран. Это значит, что устанавливаются международные связи, РПЦ перестает быть замкнутой на одной территории. Происходит «экспорт» религиозного мировоззрения, мы выходим в мир и, соответственно, должны с ним сотрудничать. И РПЦ меняется – становится более либеральной. 

Несомненно, будет происходить либерализация религии – это не уникальность РПЦ, а общемировая тенденция. Я не знаю, будет ли в будущем, предположим, женское священство, но уже сейчас мы видим, что есть настоятельницы храмов женских монастырей. Думаю, женщины будут играть большую роль в церквях со временем.

Все эти изменения коснутся Санкт-Петербурга в большей степени, потому что это изначально светский город. У Петербурга нет той истории, которая была у Москвы, Пскова, Новгорода, где были укорененные русские православные традиции, государственные  и церковные.

share
print