Козлы отпущения в российской политике есть всегда: это могут быть геи, мигранты, евреи
Опрос ВЦИОМ, согласно которому 86% россиян поддерживают закон о запрете гомосексуальной пропаганды, - манипуляция. Большинство россиян, можно сказать, в своей жизни ни разу и не думали о геях: их куда больше волнуют проблемы в сфере ЖКХ, рынка труда и пенсионной системы. К такому выводу пришел научный сотрудник Центра независимых социологических исследований Александр Кондаков, изучив данные соцопросов за разные годы.
Россияне, в массе своей, не имеют особого мнения по вопросам гомосексуальности. Им, по большому счету, наплевать. Но как только их спрашивают в рамках соцопросов – такое мнение приходится высказывать. Однако так как на самом деле его нет, получается лишь повторять расхожие клише: гомофобные высказывания, предрассудки, которые распространяются посредством телеканалов, в репликах политиков.
Когда впервые дискуссия об ЛГБТ была запущена в связи с запретом так называемой «пропаганды гомосексуализма» в 2006 году в Рязани, никаких особых обсуждений не возникло. В 2011 году история с запретом повторилась в Петербурге, и на этот раз она получила большую огласку в местных и федеральных СМИ. Так, люди решили, что они уже все знают о гомосексуальности, а потому с легкостью повторяют основанные на предрассудках суждения, например, на форумах в интернете. По большому же счету, никаких знаний ни у кого не прибавилось.
При проведении соцопросов в зависимости от постановки конкретного вопроса отношение к гомосексуалам меняется. Если социологи спрашивают людей о том, что такое гомосексуальность, то в ответ получают набор предрассудков. Спрашивают, одобряют ли люди закон о «пропаганде», – получают широкую поддержку таких инициатив. Однако если опрос касается прав и равноправия ЛГБТ – цифры меняются кардинально: «за» равные права выступают более половины россиян. Это как раз и свидетельствует о том, что конечные цифры зависят от постановки вопроса.
Люди не видят особой связи между равноправием ЛГБТ и пресловутым «запретом пропаганды традиционных семейных ценностей». Если бы человек отдавал себе отчет в том, что он говорит, он бы на все вопросы – и об отношении к пропаганде, и об отношении к правам ЛГБТ, и об отношении к гомосексуальности в целом – отвечал одинаково.
Я не считаю, что соцопросы способны показать мнение общества о гомосексуальности или мнение какой-то группы населения. Зависимость мнений скорее формируется источниками информации респондента. Потребители официального телевизионного вещания, скорее всего, будут более гомофобны. Эти потребители, чаще всего, ассоциируются со старшим поколением, а также с людьми, занятыми низкоквалифицированным трудом. Но уровень гомофобии и толерантности нельзя распространять на эти большие и разнородные группы в целом. Нельзя говорить, что все или большинство, скажем, рабочих против геев – а «креативный класс», наоборот, за. Все эти группы очень условны. Кстати, среди рабочих тоже есть геи и лесбиянки.
Тезис «гомосексуальность=педофилия» все время высказывается. Зачастую – политиками. В нашем ЗакСе некоторые депутаты утверждали: гомосексуалы – это педофилы. Возможно, многие знакомы с историями из Древней Греции, где гомосексуальные отношения чаще являлись отношениями между мужчиной и подростком.
Прежде чем задавать какие-либо вопросы, необходимо, чтобы в обществе сформировалось знание по поводу гомосексуальности. Сейчас проводить подобные соцопросы бессмысленно. Надо, чтобы люди узнали из СМИ, школьных программ, научных дискуссий непредвзятую объективную информацию о гомосексуальности. Чтобы они не думали, что гомосексуалы – это исключительно мужчины в перьях, или педофилы, или люди, которые думают только о сексе и которые хотят вовлечь в сексуальные отношения наибольшее количество граждан. Необходимо рассказать, что геи и лесбиянки – это обычные слесари, токари, преподаватели, бухгалтеры, что все они разные, как и гетеросексуалы. Бывают среди них те, кому больше нравится секс – и они думают только об этом. Бывают те, кому секс вовсе безразличен. Бывают те, кто живет в однополых семьях, и те, кто меняет партнеров каждую ночь.
Многие люди отождествляют гомосексуальность и педофилию. Я не знаю, почему смешиваются эти два понятия. Нет такой статистики, что гомосексуалы больше подвержены желанию по отношению к подросткам или детям. И даже наоборот: гетеросексуальные изнасилования детей – явление более распространенное. Однако тезис «гомосексуальность=педофилия» все время высказывается. Зачастую – политиками. В нашем ЗакСе некоторые депутаты утверждали: гомосексуалы – это педофилы. Возможно, многие знакомы с историями из Древней Греции, где гомосексуальные отношения чаще являлись отношениями между мужчиной и подростком. Древние греки считали, что таким образом подросток впитывает мужественность. Но современная Россия и Древняя Греция очень далеки друг от друга и по времени, и культурно, и пространственно.
Люди из правительства тему гомосексуальности обычно увязывают с проблемами демографии. Я думаю, это совершенно иррациональный тезис, поскольку никакой связи между демографией и гомосексуальностью нет. Политики лишь выискивают аргументы для своей иррациональной позиции и воспроизводят распространенное заблуждение, не утруждая себя заботой проверить факты. Они, как часто случается, решают объявить какую-то группу козлами отпущения, поскольку это может сделать вклад в их популярность, вызвать одобрение народа, отвлечь от других проблем. Козлы отпущения в политике есть всегда: это могут быть геи, мигранты, евреи, женщины – у нас много групп, унижение которых получает поддержку населения, по крайней мере, на уровне риторики. И демография тут ни при чем. Скорее, наоборот: разрешите однополые браки – люди начнут рожать и воспитывать детей, получив уверенность в будущем своих однополых семей, – будет вклад в демографию. Хотя политическими мерами демографические проблемы не решаются. В современном российском обществе демографические тенденции такие же, как в других европейских странах: население рожает меньше, стареет. Геи тут не виноваты.
Обычный человек под «ЛГБТ-пропагандой» может подразумевать любые проявления гомосексуальности. Для многих, например, и Филипп Киркоров – такое проявление. Часто на улице люди могут отметить, что кто-то, по их мнению, гей, хотя сам человек себя таковым не считает. Просто он одет так, как люди представляют себе гея. Чем конкретно это плохо – люди не объясняют, и никаких аргументов высказать не могут, кроме предрассудков о демографии и педофилии. Но сам термин – пропаганда – глуп: люди проявляют разные черты характера, в том числе сексуальность – гомо-, гетеро- и какую угодно. Чтобы запретить одну из разновидностей сексуальности, нужны какие-то веские основания, а не стандартный набор предрассудков.
Мне кажется, россиян, как и любых граждан любых стран, по-настоящему интересуют не гомосексуалы, а вопросы их собственного повседневного существования и благосостояния: зарплаты, пенсии, городская инфраструктура, образование.