Атмосфера Марса была богата кислородом 4 миллиарда лет назад

Атмосфера и недра были богаты кислородом 4 миллиарда лет назад, выяснили ученые на основе данных, собранных марсоходом Spirit в кратере Гусева. В то далекое время атмосфера планеты содержала больше кислорода, чем тогдашняя Земля. Из чего ученые делают вывод: Марс был теплой, влажной и «кислородной» планетой еще до появления на Земле сине-зеленых водорослей.

Бернар Вуд из Оксфордского университета и его коллеги проанализировали химический состав древних пород в кратере Гусева, расположенного в южном полушарии Марса. Оказалось, что породы в кратере содержали в себе больше кислорода, чем обнаруженные там же частицы метеоритов. «Это удивило нас, так как метеориты относительно молоды, им всего 1400 – 180 млн лет, а породы в кратере Гусева сформировались 3,7 млрд лет назад», – указывают авторы статьи в журнале Nature.

• q1

• q2

• q3

• q4

Снимки марсохода Opportunity. Фото Nasa

В частности, базальтовые породы внутри кратера Гусева, как оказалось, содержали в себе относительно много атомов окисленной серы. Откуда исследователи делают вывод о том, что кислород «впитался» в минералы, располагающиеся в нижних слоях литосферы Марса, еще тогда, когда они контактировали с атмосферой. Это говорит о присутствии больших концентраций кислорода на Марсе в то время, когда эти базальтовые породы формировались – 4 млрд лет назад. Доля кислорода, по словам ученых, была сопоставима с аналогичными значениями для земных базальтов.

«Это означает, что примерно 4 млрд лет назад Марс обладал кислородной атмосферой, – заключает Вуд. – То есть задолго до обогащения кислородом атмосферы Земли, которое произошло примерно 2,5 млрд лет назад. Мы можем говорить о том, что Марс был теплой, влажной и «кислородной» планетой за миллиарды лет до того, как такой стала Земля».

Видео по теме