Город

Парки, парковки, градоначальник и еще пять причин, почему Москва круче Петербурга

Почему Москва семимильными шагами движется к Европе, а Петербург превращается в ее культурный аппендикс – «Моему району» рассказал урбанист и социолог Александр Минаков. Он родился в Петербурге, а сейчас живет на два города.

Пешеходные зоны



Пешеходные зоны появились в Петербурге при губернаторе Владимире Яковлеве – плитку для мощения поставлял завод его жены. Так преобразовались Малая Садовая и Конюшенная улицы. При Валентине Матвиенко процесс замедлился, пешеходной стала одна Большая Московская улица. Георгий Полтавченко расширил тротуар на канале Грибоедова от Невского проспекта до Спаса-на-Крови. Но Петербургу нужно больше пешеходных зон. Это в историческом центре Москвы проходят 12-полосные магистрали, а наш центр прекрасно подходит именно для пеших прогулок.



Пешеходные зоны в столице, сильно зависимой от автомобиля, всегда казались чем-то недостижимым, космическим. Был пешеходный Арбат – попсовый объект для туристов, где москвича-то редко встретишь. Это не помешало мэру Сергею Собянину принять инвестиционную программу по созданию пешеходных зон (говорят, заводик по производству плитки тоже принадлежал супруге мэра). Большой кусок в центре Москвы отдали пешеходам: Рождественка, часть Кузнецкого моста до Камергерского переулка, Столешников переулок, сейчас делают Никольскую улицу недалеко от Кремля...

Сначала эта плитка повсеместно разваливалась, появилось даже выражение «собянинская плитка», теперь ситуация изменилась. Новые пешеходные зоны мостят действительно дорогой плиткой, похожей на ту, что лежит в Петербурге на Литейном проспекте и Большой Конюшенной.

По пешеходным зонам между Москвой и Петербургом ничья.

 

Парки



Парки в центре Петербурга либо строгие, помпезные, либо заброшенные. В Москве нет Петродворца, но парки становятся центрами притяжения и стремительно двигаются к европейским аналогам. Например, парк Горького.

Москва впереди по паркам.


 

Летние кафе



Петербург стал пионером среди российских городов в деле выставления стульев прямо на улицу. Москва долгое время выставляла лишь полузакрытые террасы. Зато теперь в некоторых кафе летом убирают витрины, открывая пространство как в южной Европе.

Ничья.

 

Упорядоченные парковки



В Петербурге, несмотря на высказанные намерения, такой проект даже не объявлен. Парковка в центре не урегулирована, что порождает хаос. В Москве платная парковка запущена 1 ноября 2012 года. С 1 июня 2013 парковка стала платной на всей территории центра внутри Бульварного кольца.

Победитель – Москва.



 

Скоростной рельсовый транспорт



Петербург имеет потенциал для развития надземного экспресса, но пока даже не приступил к проектированию. Аэроэкспресс почил в бозе. Метро развивается черепашьими темпами. Правда, запущен один крутой трамвай по Садовой улице и аквабусы. Москва строит кольцо надземной электрички по типу немецкого S-Bahn (промежуточное звено между городским трамваем и пригородной электричкой). Все три аэропорта связаны с центром города экспресс-поездами. Заявлены амбициозные планы по развитию метро.

Победитель – Москва.
 

Публичные и арт-пространства



Северная столица никогда не была обделена богемными арт-центрами
(«Пушкинская, 10», «Этажи», «Ткачи» и другие). Они возникают здесь естественным образом и ориентируются на европейские аналоги. Московские культурные пространства («Винзавод», «Стрелка») больше ориентированы на коммерцию. Здесь уместно сравнение с Америкой.

Ничья.


Велодвижение



Петербург продолжает усердно обсуждать велоконцепции. Первые парковки, установленные в городе, оказались непригодными. Велосипедистов в Питере визуально больше, но велодорожек всего семь на окраинах (самые известные – на Софийской улице, на проспекте Славы, на территории Муринского парка). В Москве велопарковки установлены по всему центру. Внедрен автоматический велопрокат. Велодорожки стали появляться, но о единой сети говорить пока рано.

Ничья.

Власть

Бюджет Москвы почти в пять раз превосходит бюджет Петербурга (1,8 трлн рублей против 380 млрд в 2013 году). На одного столичного жителя приходится 150 тысяч рублей бюджетного пирога, на одного петербуржца – 76 тысяч рублей. При этом территория Москвы внутри МКАД сопоставима с территорией Петербурга. Отсюда классический ответ петербургских чиновников: «Друзья, то, что вы предлагаете, хорошо, но у нас нет денег».

Переехав в Москву, я обнаружил, что разница не только в деньгах. Есть три агента, которые способны изменить облик города: общество, профессионалы и власть. Запрос общества на европейское качество города сформировался и в Москве, и в Петербурге. Появился креативный класс, просто люди, которые поездили по миру и знают, как выглядят нормальные города. Небольшой, но активный процент населения воспринимает этот запрос и требует исполнения. В куче разных форматов, например, через общественные организации: «Красивый Петербург», «Велосипедизация», «Let's bike it», «Заливает.СПб», бесконечные проекты Алексея Навального и так далее. Все они хотят сделать города удобными для жизни.

Дальше идут профессионалы – архитекторы, урбанисты, градопланировщики, транспортники. Вся профессиональная элита Петербурга считает, что городу нужна иная стратегия развития. Он должен сохранить историческое наследие и не превратиться в город брежневского времени, музей под открытым небом, придаток Москвы, «культурный аванпорт», как некоторые говорят. Все заинтересованы в эффективном генеральном плане и транспортной стратегии.

Остается третий агент – власть. Здесь и зарыта собака. Петербург очень устал от Матвиенко и ее прожектерства. Полтавченко занял охранительную позицию: давайте приостановим все строительство, вплоть до зоопарка, и подождем. Люди ждали-ждали, до сих пор ждут. А власть больше ничего не говорит. В отличие от Полтавченко, Собянин, к моему удивлению, воспринял идеи, которые циркулируют в урбанистических кругах. Конечно, он не стал мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом, который ездит на работу на метро. Но окружил себя фигурами, которые известны далеко за пределами Москвы – это руководитель департамента культуры Сергей Капков и заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Кем окружил себя Полтавченко?



Еще несколько лет назад лужковская Москва была хаотичным Вавилоном, где люди перемешаны с машинами, о велосипедах, парках и уличных кафешках в принципе речи не шло. Сейчас некоторые районы Москвы больше напоминают Европу, чем центр Петербурга. Срабатывает фактор первого лица, которое решило проводить альтернативную политику. А запросы общества и профессионалов в городах примерно одинаковы.

В сфере управления городом впереди Москва.

Итог: 8/4 в пользу Москвы

Александр Минаков – урбанист, журналист, социолог. Автор и ведущий телепрограммы «Урбанистика» на петербургском кабельном канале «ВОТ!». Активист велосипедного движения. Родился в Петербурге, с недавних пор работает в Москве.